Emotional Intelligence (Эмоциональный интеллект) (Goleman)

Непознавательные аспекты интеллекта. Объяснение Emotional Intelligence (Эмоциональный интеллект). Robert Thorndike ['37], David Wechsler ['40], Howard Gardner ['83], Salovey & Mayer ['90], Daniel Goleman. ['95]

История Emotional Intelligence (Эмоциональный интеллект)

Когда психологи начали писать об интеллекте, они первоначально концентрировались на познавательных аспектах (cognitive aspects), таких как память и процесс решения проблем. Однако, некоторые исследователи с самого начала признавали важность непознавательных аспектов (non-cognitive aspects):

    Robert Thorndike писал о социальном интеллекте в 1937,

    David Wechsler определил интеллект как совокупные или глобальные способности личности действовать целенаправленно, думать рационально и общаться эффективно со своей средой (Wechsler, 1958, P. 7). Уже в 1940 Wechsler обращался к интеллектуальным и неинтеллектуальным компонентам (Wechsler, 1940), под которыми он понимал аффективные, личностные и социальные факторы. Далее, уже в 1943 Wechsler выдвигал предположение, что неинтеллектуальные способности необходимы для предсказания способности человека преуспеть в жизни.

    Howard Gardner начал писать о множественном интеллекте в 1983. Он предположил, что внутриличностные и межличностные интеллекты и вид интеллекта (как правило, измеряемые с помощью IQ и аналогичных тестов) в равной степени важны.

    Salovey и Mayer, на самом деле, придумали термин эмоциональный интеллект в 1990. Они описали эмоциональный интеллект как «форму социального интеллекта, которая включает способность определять собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для определения направленности мышления и действий» (Salovey & Mayer, 1990). Salovey и Mayer также начали исследовательскую программу с целью разработать эффективные измерения эмоционального интеллекта и исследовать его значение.

Во время своего исследования для своей первой книги, Daniel Goleman ознакомился с работой Salovey и Mayers в начале 1990-ых годов. Во время своего обучения в Гарварде (Harvard), где он работал с McClelland David, Goleman написал популярный бестселлер «Emotional Intelligence » (1995), в котором он предложил первое «доказательство», согласно которому эмоциональный и социальный факторы важны.

5 аспектов Эмоционального интеллекта

Goleman в 1995 соглашается с 5 основными аспектами Эмоциональный интеллект Salovey (P. 43)

    Познание своих эмоций. Самосознание, признание чувства.

    Управление эмоциями. Способность разбирать чувства.

    Самомотивация. Подчинение эмоций задаче достижения цели.

    Признание чужих эмоций. Эмпатия, социальная осведомленность.

    Управление отношениями. Навык управления чужими эмоциями.

4 аспекта Эмоционального интеллекта

В последнее время, Goleman склонен уделять внимание только 4 аспектам EI. 4 аспекта имеют 19 категорий, как описано в его 2002 книге «Primal Leadership». 2 дополнительные были добавлены Hay Group:

    Самосознание (Эмоциональное самосознание. Точные самооценка и уверенность в себе)

    Самоуправление (Эмоциональный самоконтроль. Прозрачность (надежность). Приспособляемость. Ориентация на достижения. Инициатива. Оптимизм. Cознательность)

    Социальная осведомленность (Эмпатия. Организационная осведомленность. Ориентация на услуги)

    Управление взаимоотношениями с клиентами (Воодушевляющее лидерство. Влияние. Развитие других. Катализатор перемен. Управление конфликтами. Установление связей. Взаимодействие и сотрудничество. Коммуникации)

Важно понимать, что - согласно Goleman - эти компетенции EI не врожденные способности. Они познаваемы.

IQ или EI?

Согласно некоторым ученым, IQ не очень хороший предсказатель эффективности работы. Hunter и Hunter (1984) оценили, что, в лучшем случае, на IQ приходится примерно 25 процентов отклонения. Sternberg (1996) указал, что исследования различны и что 10 процентов - более реалистический подсчет. В некоторых исследованиях, на IQ приходится всего лишь 4 процента отклонения. В недавнем мета-анализе, рассматривающем корреляцию и прогностическую обоснованность EI в сравнивнении с IQ или общей умственной способностью, Van Rooy и Viswesvaran (2004) обнаружили, что IQ лучше предсказывает рабочую и академическую эффективность, чем EI. Однако, в вопросе становления человека «лучшим специалистом» (для первых 10 процентов, тем ме менее, оценка адекватна) или выдающимся лидером, IQ может быть менее действенным предсказателем, чем эмоциональный интеллект (Goleman 1998, 2001, 2002).

IQ и EI: чистые виды

Согласно Goleman, IQ и EI не должно рассматриваться как противопоставленные компетенции. Они скорее отдельные компетенции. Люди с высоким IQ, но низким EI (или наоборот), несмотря на стереотипы, относительно редки. Существует корреляция между IQ и некоторыми аспектами EI. Стереотипы (чистые виды) являются следующими:

    (Чистый) Мужчина с высоким IQ. Он характеризуется - неудивительно - широким набором интеллектуальных интересов и способностей. Он амбициозен и производителен. Предсказуемый и упорный. Невозмутимый к мнению других о себе. Он также склонен быть критичным и снисходительным. Привередливый и сдержанный. Ему неудобны сексуальность и чувственный опыт. Невыразительный и обособленый. Эмоционально умеренный и холодный.

    (Чистый) Мужчина с высоким EI. Он социально целеустремлен. Общительный и жизнерадостный. Ему не свойственны чувство напуганности или тревожные размышления. Ему свойственны приверженность к людям или делам, этичным взглядам, принятие на себя обязанности. Он чувствителен и заботлив в отношениях. Его эмоциональная жизнь богата, но в умеренной степени. Ему комфортно с собой, другими и социальной средой, в которой он живет.

    (Чистая) Женщина с высоким IQ. У нее есть интеллектуальная уверенность. Она свободно выражает свои мысли. Ценит интеллектуальные дела. И имеет широкий ряд интеллектуальных и эстетических интересов. Она склонна к интроспективности. Склонна к тревогам, размышлениям и чувтству вины. Нерешительна в открытом выражении своего гнева.

    (Чистая) Женщина с высоким EI. Ей склонны напористость и прямое выражание чувств. Имеет положительные чувства о себе. Жизнь имеет смысл для нее. Она общительна и коммуникабельна. И выражает свои чувства соотвествующим образом. Она приспосабливается наилучшим образом к давлению. Ее социальная позиция позволяет ей легко устанавливать контакт с новыми людьми. Ей достаточно комфортно в веселом, непосредственном настроении, и она открыта чувственному опыту. Она редко чувствует виноватой или погружается в размышление.

Оценка и измерение Emotional Intelligence (Эмоциональный интеллект)

Методы, используемые для измерения Emotional Intelligence (Эмоциональный интеллект)

    EQ-I (Bar-On, 1997): метод автоматической выдачи сообщения для того чтобы оценить те личные качества, которые позволили некоторым людям приобрести лучшее эмоциональное благополучие, чем другие.

    Multifactor Emotional Intelligence Scale (Mayer, Caruso, & Salovey, 1998): тест на способность человека выполнить серию задач, сформулированных для оценки способности человека воспринимать, определять, понимать и работать с эмоциями.

    Emotional Competence Inventory (ECI) (Goleman, 1998): метод 360 градусов, в котором люди оценивает сотрудников организации (Individual Feedback Reports). Или организацию в целом (Work Force Audits). Такой аудит может создать организационный профиль для группы любого размера внутри компании. Emotional Competence Inventory использует 19/21 компетенций, описанных выше (см. 4 аспекта EI).

Вид словаря: 
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1