Программа обучения для руководителей-новичков в Google

Аналитическая записка

Изначально эти материалы были предназначены для подготовки руководителей, которые еще недавно являлись простыми исполнителями. Им было необходимо не только приобрести нужные навыки, но и научиться оценивать себя, изменить свои взгляды на организационную структуру предприятия. Программа была создана на основе многолетнего опыта, внутренних и внешних исследований, а также отзывов обучаемых. Мы немного изменили публичную версию документа, чтобы он был полезен и для других компаний. Вы можете корректировать его по своему усмотрению, адаптируя под нужды и культуру своей компании.

Целевая группа

Курс предназначен для руководителей с небольшим опытом управленческой деятельности или полным отсутствием опыта. Многие виды занятий подразумевают размышления над текущими или былыми задачами, поэтому курс рекомендуется проходить через 45-90 дней после вступления в должность. Несмотря на то, что обычно обучение проводится до того, как специалист приступит к работе, мы сочли, что руководители лучше воспринимают материал на основе имеющегося опыта.

Рекомендуемая литература

Перед началом курса рекомендуем организатору и координаторам прочесть следующие статьи и книги:

  • Статья в New York Times о проекте «Кислород»
  • Статья в Harvard Business Review об эмоциональном интеллекте (автор Дэниел Гоулман)
  • Инструкция по наставлению сотрудников в Harvard Business Review
  • «Мышление» (автор Кэрол Двек)

Рекомендуемый способ подачи материала и состав групп

Материал рекомендуется подавать в форме диалога. Обучающиеся должны лично присутствовать на занятиях, чтобы иметь возможность учиться у своих коллег и делиться с ними идеями. Рекомендуемый размер групп – 25-30 человек. Здесь, в Google, мы стараемся собрать разнородные группы с участниками разного пола, уровня и специализации. Мы намеренно включаем в одну и ту же группу незнакомых между собой людей, т.к. это способствует более открытому общению и побуждает честно рассказывать о своих проблемах.

Составные части образовательной программы

Название блока

Продолжительность

Цели

Составные части

Знакомство

30 мин.

  • Опытный руководитель в шутливой форме рассказывает о прелестях и сложностях управления людьми
  • Представление лектора
  • Обзор программы

Выступление приглашенного руководителя
Краткие вопросы и ответы
Краткие сведения об образовательной программе

Введение

30 мин.

  • Обсуждение правил общения
  • Индивидуальные представления обучающихся
  • Формирование мини-групп из трех человек

Мозговой штурм
Представления
Формирование групп

Зачем нужны руководители?

25 мин.

  • Оценка положительного влияния руководства на работу команды
  • Поведенческие стереотипы руководителей, участвовавших в проекте «Кислород»

Мозговой штурм с ведением заметок
Опрос после выполнения задания

Образ мышления и ценности

60 мин.

  • Описание образов мышления и их влияния на продуктивность работы
  • Способы управления сотрудниками с фиксированным или гибким мышлением

TED-конференция
Упражнение на анализ конкретных примеров
Групповое обсуждение

Эмоциональный интеллект

120 мин.

  • О важности эмоций в процессе принятия аргументированных решений
  • Анализ немедленной интенсивной эмоциональной реакции на воспринимаемую угрозу или внезапное событие на основе собственного опыта
  • Советы о том, как сохранить трезвость ума в критической ситуации
  • Развитие навыков переосмысления ситуации

Лекция
Самоанализ
Работа в парах

Навыки и стремления

110 мин.

  • Диаграмма навыков и стремлений для поддержки подчиненных при прохождении кривой обучения
  • Примеры структурированного и неструктурированного стиля на основе имеющихся данных
  • Отработка шагов (оценка, адаптация и сотрудничество)
  • Планирование сотрудничества в соответствии с реальной рабочей ситуацией

Лекция
Мозговой штурм со счетным табло
Симуляция / ролевая игра
Коллективное планирование и наставление коллег

Переход от исполнения к руководству

35 мин.

  • Лучшие способы управления бывшими коллегами
  • Осмысление опыта перехода
  • Обсуждение существующих проблем с коллегами

Чтение
Анализ
Обсуждение

Наставничество

100 мин.

  • Различные определения наставничества
  • Способы выявления потребности в наставничестве
  • Обзор модели наставничества GROW
  • Развитие навыков наставничества посредством практики и анализа отзывов
  • Обсуждение возможных ошибок и их последствий (например, попытки дать совет вместо наставления)

Лекция
Практика в группах
Опрос после выполнения задания

Отзывы

105 мин.

  • Отзывы как средство выражения положительных намерений
  • Баланс между положительными отзывами и критикой
  • Анализ модели SBI
  • Развитие навыков посредством практики и наставничества коллег
  • Предвзятость и его влияние на качество отзывов

Лекция
Ролевая игра
Опрос после выполнения задания

Принятие решений

120 мин.

  • Выбор и реализация стиля принятия решений (прямое указание, консультация, передача полномочий, согласование)
  • Как получить от сотрудника нужную информацию, сделать правильные выводы и завоевать его доверие
  • Групповая практика использования различных стилей принятия решений
  • Инструменты для обеспечения прозрачности принимаемых решений

Лекция
Обсуждение
Симуляция
Опрос после выполнения задания

Заключение

30 мин.

  • Подведение итогов
  • Способы использования полученных знаний на практике

Анализ
Наставление коллег
Групповой опрос

Альтернативные способы реализации образовательной программы

  • Еженедельные семинары
  • Полноценные учебные дни с перерывами длиной в несколько недель
  • Занятия в маленьких группах с самоорганизацией
  • Сеансы наставничества

Советы по выбору координаторов

В качестве координаторов программы могут выступать опытные руководители, а также сторонние консультанты или тренеры. Ключевым компонентом успеха является построение доверительных отношений с обучаемыми. В идеале координатор должен рассказать о своем личном успехе и пути к нему. Здесь, в Google мы часто назначаем на эту роль сразу двух специалистов – опытного руководителя и профессионального координатора образовательных проектов.

Подробнее в статье: Развитие и поддержка руководителей. Опыт Google

Вид документа: 
Ключевые слова: 
Рубрика: 
+1
0
-1