Тест «Перепутанные линии»

Когда понадобится: определяет устойчивость внимания человека при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

ТЕСТ
 

Ф. И. О. оцениваемого  
Возраст (полных лет)  
Должность  
Подразделение  
Дата заполнения  
   

Инструкция

Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и 
заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где 
она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 
и т. д. до конца. Следить за линиями надо только глазами, помогать себе пальцами, карандашом 
нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок.

Тестовое задание

Спасибо!

Ключ к тесту «Перепутанные линии»

Описание теста

Тест «Перепутанные линии» определяет устойчивость внимания кандидата или сотрудника при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

Автор методики – Рисс. Модификацией теста Рисса является проба переплетенных линий Рея.

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта – с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается. В зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7- или 10-минутный интервал.

При наблюдении за выполнением задания испытуемыми следите за тем:

  • что преобладает у испытуемого: установка на скорость или на точность;
  • уверен ли в себе испытуемый, проверяет себя или нет;
  • испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания);
  • пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом.

Фиксируйте время, за которое испытуемый прослеживает каждые пять линий по порядку (с 1-й по 5-ю, с 6-й по 10-ю и т. д.). Это даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания.

После окончания работы спросите у испытуемого, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Ключ к тесту

Таблица с ответами

№ п/п Линия   № п/п Линия   № п/п Линия   № п/п Линия   № п/п Линия
1 5   6 16   10 7 16 21 21 11
2 12   7 1   11 19 17 2 22 25
3 4   8 8   12 22 18 20 23 24
4 9   9 18   13 15 19 3 24 17
5 14   10 7   14 23 20 10 25 13

 

В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету числа правильно прослеженных линий: количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными. В варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

Y = T × 25 : N пр,

где:

  • Т – время выполнения задания;
  • N пр – количество правильно прослеженных линий.

Полученные показатели интерпретируйте исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствуют о слабой концентрации внимания. Об устойчивости или, наоборот, истощаемости концентрированного внимания судите по сохранению либо снижению темпа работы от начала к концу задания.

После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычислите соответствующие среднегрупповые оценки, постройте 95-процентные доверительные интервалы и сделайте диагностические выводы.

Результаты можно сравнить с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Интерпретация результата

19 и более – отлично;

4–9 – удовлетворительно;

10–18 – хорошо;

3 и менее – неудовлетворительно.

Рубрика: 
Ключевые слова: