Тест Блейка – Мутона. Анализ поведения руководителя

Когда понадобится: для анализа поведение руководителя в рабочих ситуациях.

Тест Блейка – Мутона

Ф. И. О. оцениваемого __________________________________________
Возраст (полных лет)

__________________________________________

Должность

__________________________________________

Подразделение

__________________________________________

Дата заполнения

__________________________________________

 

Инструкция

Предлагаемые Вам утверждения касаются разных аспектов поведения руководителя. Оцените, насколько они справедливы для Вашего случая. Отметьте номер Вашего ответа на бланке ответов.

Тестовое задание

Ситуация Всегда Часто Иногда Редко Никогда Обработка 
результата
1 Я действую как представитель
этого коллектива
           
2 Я предоставляю членам 
коллектива полную свободу 
в выполнении работы
           
3 Я поощряю применение 
единообразных способов работы
           
4 Я разрешаю подчиненным 
решать задачи по их усмотрению
           
5 Я побуждаю членов 
коллектива к большему 
напряжению в работе
           
6 Я предоставляю 
подчиненным возможность 
делать работу так, 
как они считают наиболее 
целесообразным
           
7 Я поддерживаю высокий 
темп работы
           
8 Я стараюсь направить 
помыслы людей 
на выполнение 
производственных заданий
           
9 Я разрешаю возникающие в 
коллективе конфликты
           
10 Я неохотно предоставляю 
подчиненным свободу действий
           
11 Я решаю сам, что и как 
должно быть сделано
           
12 Я уделяю основное 
внимание показателям 
производственной 
деятельности
           
13 Я распределяю поручения 
подчиненным, исходя из 
производственной 
необходимости
           
14 Я способствую разным 
изменениям в производственном 
коллективе
           
15 Я тщательно планирую 
работу своего коллектива
           
16 Я не объясняю подчиненным 
свои действия и решения
           
17 Я стремлюсь убедить 
подчиненных, что мои 
действия и намерения – 
для их пользы
           
18 Я предоставляю 
подчиненным возможность 
устанавливать свой 
режим работы
           

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту для анализа поведения руководителя Блейка-Мутона

Описание

Основой поведенческой школы менеджмента является мотивация к труду. Представитель этого направления Роберт Блейк для правильной ориентации менеджеров, определения важности поставленных ими целей и повышения квалификации разработал «решетку» менеджмента.

Тест Блейка-Мутона позволяет сделать анализ поведения руководителя и определить его место в «Решетке менеджмента».

Решетка менеджмента

Ключ к тесту

В графе «Обработка результатов» в строках, соответствующих ситуациям, отмеченным знаком (*), поставьте единицы (1) там, где есть ответы «Редко» или «Никогда».

В графе «Обработка результатов» в строках, соответствующих ситуациям, не отмеченным знаком (*), поставить единицы, где есть ответы «Всегда» или «Часто».

Если ситуации 2, 4, 5, 6, 8, 10, 14, 16, 18 отмечены единицами, обвести эти единицы кружками, просуммировать, сумму поставить в позицию «Внимание к людям».

Просуммировать остальные единицы, сумму поставить в позицию «Внимание к производству».

Полученную при пересечении точку поставить на графике:

Для определения пространства целей и введения понятия «идеального руководителя» профессором Р. Блейком была предложена в качестве методики развития организации «Решетка менеджмента». Р. Блейк исходил из предпосылки, что любой результат достигается в пространстве между двух «силовых» линий – производством и человеком. Первая «силовая» линия ориентирована на выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал. Вторая «силовая» линия направлена на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и желаниям.

Интерпретация результата

Наличие противоречия между двумя «силовыми» линиями позволяет построить пространство и выделить пять характерных типов управленческого поведения. Введя систему координат, можно каждому типу управленческого поведения присвоить свои координаты. Мы не будем вводить оценочных характеристик типов управления, а ограничимся их описанием. Выводы можно сделать самим.

Точка 1.1 соответствует поведению руководителя, определенному как минимальное внимание к результатам производства и человеку.

Точка 9.1 – это очень «жесткий» курс администратора, для которого производственный результат – все, человек в лучшем случае исполнитель, а по существу никто. Ответная реакция подчиненных – уйти из-под постоянного давления, найти для этого любой предлог, что, соответственно, приводит к тотальному контролю со стороны администратора. Большую часть его времени начинают поглощать функции надзора. Характерные черты для такого руководителя – ориентация на безоговорочную исполнительность, подавление инициативы, поиск виновных и т. д.

Руководитель типа 1.9 («мягкий») в основу своей деятельности ставит человеческие отношения. Такой руководитель очень удобен для подчиненных, поскольку создает почти «семейную» атмосферу в коллективе. Он старательно оберегает свой коллектив от возникающих разногласий. Если руководитель типа 9.1 («жесткий») возникающие конфликты подавляет насильственным волевым решением, то руководитель типа 1.9, наоборот, старается уйти от любого обсуждения причин конфликта. Под руководством такого руководителя очень удобно ничего не делать, и даже перспективные, активные сотрудники, не имея стимулов к работе, становятся малоинициативными и теряют интерес к творчеству.

Руководители, чей стиль управления соответствует координате 5.5 на «решетке менеджмента», характеризуются тем, что стараются занять позицию «золотой середины» между методами управления «жестких» и «мягких» управленцев.

Они во всем стараются достичь компромисса. У них ярко выражено стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает им возможность использовать целиком имеющиеся в их распоряжении ресурсы. «Решетка менеджмента» позволяет оценить результаты такого управления: половина возможного при половинной же заинтересованности в труде.

Стиль управления 9.9 состоит в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Так как успех выражен в достижении поставленных целей, важно определить эти цели совместно с сотрудниками. Если же при этом будут созданы условия работы, позволяющие наилучшим образом использовать свои возможности, то идеал позиции 9.9 не покажется таким уж недостижимым. К названным условиям следует отнести также конструктивный учет различных мнений о путях достижения цели и обновления организационных структур.

Итак, вы получили результат и определили на «решетке менеджмента» координату, соответствующую вашему стилю управления. И если это не точка 9.9, то у вас появился повод задуматься и проанализировать, где лежат границы ваших скрытых возможностей, может быть, стоит пересмотреть привычные вам методы управления и взаимоотношения с вашими коллегами.

Конечно, вы можете усомниться в полученных вами результатах, можете с ними категорически не согласиться, но это будет говорить только о том, что ваши ответы на вопросы теста были не совсем искренни.

Рубрика: 
Ключевые слова: