Цветовой тест отношений М. Люшера. Назначение, содержание, характеристика диагностических возможностей

Цветовой тест отношений М. Люшера. Назначение, содержание, характеристика диагностических возможностей.

Тест опубликован в 1948г. Это проективная методика исследования личности. Метод основан на субъективном предпочтении цветовых стимулов.

Тест Люшера - проективный тест,  предназначенный для исследования личности путем анализа  ее  субьективных  предпочтений при  выборе цветовых стимулов. 

Стимульный материал состоит: из разноцветных квадратов.

Полный набор – 73 квадрата 25 различных цветов и оттенков.

Обычно используется неполный набор из 8 цветов.

Метод применяется в профориентации и консультативной практике.

Восьмицветовой тест Люшера состоит из 4-х основных цветов

  • (темно-синего, сине-зеленого, оранжево-красного, желтого)
  • и 4-х дополнительных цветов (фиолетового, коричневого, черного и серого).

Каждый цвет имеет свой номер и символизирует определенные потребности, эмоциональные состояния и основные способы компенсации, фрустрации неудач.

Синий цвет символизирует спокойствие, удовлетворенность.

Зеленый – чувство уверенности, настойчивости, упорство, иногда упрямство.

Оранжево-красный – силу воли, агрессивность, наступательность, доминирование, возбуждение, автономность.

Желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

Основные цвета должны занимать первые позиции.

Дополнительные цвета символизируют тревожность, стресс, страхи, огорчения.

Выбор в области основных цветов связан с осознаваемыми тенденциями, а среди дополнительных – со сферой бессознательного.

Таким образом, интерпретируется не столько символика цвета, сколько комбинации цветов и предпочтения, т.е. те позиции, которые занимают основные и дополнительные цвета в выборе испытуемого.

Процедура проведения:

  • Испытуемому предлагают выбрать «самый приятный» цвет, не соотнося его ни с представлениями об одежде (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим. Необходимо выбрать предпочтительный цвет из 8-ми предложенных.
  • Далее испытуемый должен выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся и т.д. таким образом, получается ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.
  • В интерпретации и анализе результатов важно: какую позицию в выборе испытуемого занимает тот или иной цвет, какие цвета (основные или дополнительные) стоят на первых позициях, а какие – на последних. 
  • Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, указывают на цели и способы достижения,
  • Третий и четвертый – предпочитаемыми, указывают на истинное положение вещей, ситуацию, в которой человек себя ощущает, образ действий, который подсказывает сложившаяся ситуация.
  • Пятый и шестой – нейтральными, безразличие, невостребованные в данный момент резервы, бездействующие особенности личности.
  • Седьмой и восьмой – вызывающими антипатию, негативное отношение, указывают на подавленные потребности.

 

Тест основан на предположении о том, что:

  • выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
  • тест основан на разработанной Люшером теории личности, имеющей два основных измерения: активность – пассивность и гетерономность – автономность.
Ключевые слова: