Введение
Профессиональная деятельность железнодорожников, особенно руководителей, тесно связана с риском. Исследование взаимосвязи личностных качеств и готовности к риску у инженеров-руководителей предприятий ЖД транспорта является актуальным, поскольку позволяет лучше понять особенности их профессиональной адаптации и эффективность деятельности.
Теоретические основы исследования
Понятие готовность к риску рассматривается в различных аспектах, в том числе как динамическое образование, определяемое активностью субъекта (В.А. Петровский), как позитивная характерологическая составляющая храбрости (П. Вайнцвайг) и как склонность к поиску сильных ощущений, отличающаяся от импульсивности (Г. Айзенк).
Методы исследования
В исследовании приняли участие 88 инженеров-руководителей предприятий ЖД транспорта (64% - главные инженеры, 36% - заместители начальников). Применялись следующие методы: анализ теоретических исследований, тестирование, статистический и корреляционный анализ. В качестве тестовых методик использовались: 16-факторный опросник Кеттелла, тестопросник уровня субъективного контроля, тесты Элерса Мотивация к успеху и Мотивация к избеганию неудач, тест Шуберта Готовность к риску.
Результаты исследования
Респонденты были разделены на три группы в соответствии с уровнем готовности к риску (по тесту Шуберта): 1 группа - 27% с низкой готовностью к риску, 2 группа - 64% со средней готовностью, 3 группа - 9% с высокой готовностью.
Анализ взаимосвязи готовности к риску с личностными качествами
1 группа (низкая готовность к риску)
- Общительность: положительная корреляция с готовностью к риску, отрицательная - с мотивацией к успеху.
- Интеллект: отрицательная корреляция с готовностью к риску, положительная - с мотивацией к успеху.
- Доминантность: положительная корреляция с готовностью к риску и мотивацией к успеху.
- Тревожность: положительная корреляция с готовностью к риску и мотивацией к успеху.
2 группа (средняя готовность к риску)
- Общительность: положительная корреляция с мотивацией к успеху, отрицательная - с готовностью к риску.
- Интеллект: положительная корреляция с интернальностью, отрицательная - с мотивацией к успеху и готовностью к риску.
- Доминантность: положительная корреляция с интернальностью, отрицательная - с готовностью к риску и мотивацией к успеху.
- Тревожность: положительная корреляция с готовностью к риску, отрицательная - с мотивацией к успеху и интернальностью.
3 группа (высокая готовность к риску)
- Общительность: положительная корреляция с готовностью к риску и мотивацией к успеху.
- Интеллект: положительная корреляция с мотивацией к избеганию неудач и интернальностью в сфере достижений.
- Тревожность: отрицательная корреляция с интернальностью в сфере производственных отношений.
Выводы
- Наиболее эффективной является 3 группа испытуемых, характеризующаяся высоким уровнем готовности к риску, мотивацией к успеху, общительностью и интеллектом.
- Представители 2 группы, будучи готовыми к риску в экстремальных ситуациях, предпочитают более спокойную обстановку.
- В 1 группе выявлена склонность к избеганию риска и потребность в поддержке коллектива.
Заключение
Исследование подтвердило наличие взаимосвязи между готовностью к риску и различными личностными качествами, влияющими на эффективность деятельности руководителей ЖД транспорта. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программ профессиональной подготовки и отбора кадров.
Поделиться