Е. К. Ягловская
Введение:
Успешное развитие одаренных дошкольников неразрывно связано с полноценным общением со сверстниками и формированием позитивных взаимоотношений. В статье рассматривается специфичность взаимоотношений в группе одаренных детей старшего дошкольного возраста, отличающая их от обычных детских садовских групп.
Разнообразие подходов к обучению одаренных детей:
Существуют разные подходы к обучению одаренных детей: факультативы, ускоренная программа, специальные классы. Однако многие исследователи отмечают трудности, возникающие в общении между одаренными детьми и их сверстниками в первых двух случаях. Особенности поведения одаренных детей, такие как высокий интеллект, не всегда сопровождающийся развитыми эмоциональными и социальными навыками, могут приводить к непониманию и изоляции со стороны обычных детей.
Противоречивые данные о социальном развитии одаренных детей:
Существуют противоречивые данные о социальном развитии одаренных детей. Некоторые исследования показывают, что одаренные дети, как правило, инициативны, лидеры и предпочитают играть с более умными сверстниками. Другие исследования показывают, что они могут испытывать трудности в общении со сверстниками и старшими детьми из-за несоответствия физического и интеллектуального развития, что может сказываться на их самооценке.
Анализ групповых взаимоотношений:
Чтобы понять особенности взаимоотношений одаренных детей, необходимо провести анализ групповых взаимоотношений с помощью социометрических методик, выявляющих эмоциональные предпочтения и статус каждого ребенка в группе.
Специфичность взаимоотношений в группе одаренных детей:
Исследование, проведенное с использованием социометрических методик и наблюдений за игровым взаимодействием, показало, что в группе одаренных детей отсутствуют крайние статусные категории - звезды и изолированные. Большинство детей занимает благоприятное положение в группе, характеризующееся интенсивными эмоциональными связями и взаимными предпочтениями.
Особенности межличностных и деловых отношений:
-
Межличностные отношения:
- Отсутствие эмоциональных лидеров.
- Высокий уровень взаимности социометрических выборов.
- Обобщенные, точно аргументированные ответы детей на вопросы о причинах симпатий.
-
Деловые отношения:
- Выраженный конкурентный характер, проявляющийся в стремлении проявить себя в игре.
- Отсутствие четко оформленных игровых объединений и стремление играть в одиночку.
- Стремление к доминированию в выборе сюжета игры и ролей.
- Неконструктивность деловых отношений в решении конфликтов, приводящая к скрытым формам воздействия или словесным аргументам.
- Склонность к индивидуальным решениям, игнорирование предложений других детей.
Оценочные отношения:
Оценочные отношения в группе одаренных детей схожи с обычными группами, но отличаются склонностью к осознанию своих оценок. Одаренные дети не просто дают положительные или отрицательные оценки, но и дифференцируют их, учитывая нюансы поведения и отношений.
Влияние личностных особенностей:
- Тенденция к демонстративности: Проявляется в стремлении реализовать себя в деятельности, но может также выражаться в негативных формах поведения при наличии негативного социального опыта.
- Потребность в общении: В основном со взрослыми, но и сверстники представляют для них большую ценность.
- Идентификация сверстников с собой: Характеризуется отношением они такие же, как и я.
Специфика мотивационной сферы:
Сочетание выраженной потребности в общении, доброжелательности к другим, демонстративности и доминирующей позиции определяет специфику мотивационной сферы социального взаимодействия у одаренных детей.
Двоякое значение взаимодействия со сверстниками для одаренных детей:
Взаимодействие со сверстниками необходимо для одаренных детей как для удовлетворения потребности в общении, так и для реализации потребности в самореализации.
Специфика социального развития одаренных детей:
Нельзя говорить об отставании в социальном развитии одаренных детей, а скорее о его специфике. Они остаются в рамках общепсихологических возрастных закономерностей, но их социальное развитие имеет свои особенности.
Опыт работы по налаживанию деловых отношений:
Статья описывает опыт работы по налаживанию деловых отношений в группе одаренных детей через развитие умения самостоятельно анализировать игровые ситуации с помощью наглядных моделей.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что взаимоотношения в группе одаренных детей имеют свою специфику, которая проявляется в отсутствии крайних статусных категорий, высоком уровне взаимности социометрических выборов, выраженном конкурентном характере деловых отношений и склонности к осознанию своих оценок.
Рекомендации:
Статья подчеркивает важность создания условий для успешного развития одаренных детей, учитывающих их специфику. Необходимо создавать благоприятную среду, способствующую развитию социальных навыков, эмпатии, умению сотрудничать и разрешать конфликты.
Поделиться