Взаимоотношения в группе умственно одаренных дошкольников: уникальные черты и особенности

Е. К. Ягловская

Введение:

Успешное развитие одаренных дошкольников неразрывно связано с полноценным общением со сверстниками и формированием позитивных взаимоотношений. В статье рассматривается специфичность взаимоотношений в группе одаренных детей старшего дошкольного возраста, отличающая их от обычных детских садовских групп.

Разнообразие подходов к обучению одаренных детей:

Существуют разные подходы к обучению одаренных детей: факультативы, ускоренная программа, специальные классы. Однако многие исследователи отмечают трудности, возникающие в общении между одаренными детьми и их сверстниками в первых двух случаях. Особенности поведения одаренных детей, такие как высокий интеллект, не всегда сопровождающийся развитыми эмоциональными и социальными навыками, могут приводить к непониманию и изоляции со стороны обычных детей.

Противоречивые данные о социальном развитии одаренных детей:

Существуют противоречивые данные о социальном развитии одаренных детей. Некоторые исследования показывают, что одаренные дети, как правило, инициативны, лидеры и предпочитают играть с более умными сверстниками. Другие исследования показывают, что они могут испытывать трудности в общении со сверстниками и старшими детьми из-за несоответствия физического и интеллектуального развития, что может сказываться на их самооценке.

Анализ групповых взаимоотношений:

Чтобы понять особенности взаимоотношений одаренных детей, необходимо провести анализ групповых взаимоотношений с помощью социометрических методик, выявляющих эмоциональные предпочтения и статус каждого ребенка в группе.

Специфичность взаимоотношений в группе одаренных детей:

Исследование, проведенное с использованием социометрических методик и наблюдений за игровым взаимодействием, показало, что в группе одаренных детей отсутствуют крайние статусные категории - звезды и изолированные. Большинство детей занимает благоприятное положение в группе, характеризующееся интенсивными эмоциональными связями и взаимными предпочтениями.

Особенности межличностных и деловых отношений:

  • Межличностные отношения:

    • Отсутствие эмоциональных лидеров.
    • Высокий уровень взаимности социометрических выборов.
    • Обобщенные, точно аргументированные ответы детей на вопросы о причинах симпатий.
  • Деловые отношения:

    • Выраженный конкурентный характер, проявляющийся в стремлении проявить себя в игре.
    • Отсутствие четко оформленных игровых объединений и стремление играть в одиночку.
    • Стремление к доминированию в выборе сюжета игры и ролей.
    • Неконструктивность деловых отношений в решении конфликтов, приводящая к скрытым формам воздействия или словесным аргументам.
    • Склонность к индивидуальным решениям, игнорирование предложений других детей.

Оценочные отношения:

Оценочные отношения в группе одаренных детей схожи с обычными группами, но отличаются склонностью к осознанию своих оценок. Одаренные дети не просто дают положительные или отрицательные оценки, но и дифференцируют их, учитывая нюансы поведения и отношений.

Влияние личностных особенностей:

  • Тенденция к демонстративности: Проявляется в стремлении реализовать себя в деятельности, но может также выражаться в негативных формах поведения при наличии негативного социального опыта.
  • Потребность в общении: В основном со взрослыми, но и сверстники представляют для них большую ценность.
  • Идентификация сверстников с собой: Характеризуется отношением они такие же, как и я.

Специфика мотивационной сферы:

Сочетание выраженной потребности в общении, доброжелательности к другим, демонстративности и доминирующей позиции определяет специфику мотивационной сферы социального взаимодействия у одаренных детей.

Двоякое значение взаимодействия со сверстниками для одаренных детей:

Взаимодействие со сверстниками необходимо для одаренных детей как для удовлетворения потребности в общении, так и для реализации потребности в самореализации.

Специфика социального развития одаренных детей:

Нельзя говорить об отставании в социальном развитии одаренных детей, а скорее о его специфике. Они остаются в рамках общепсихологических возрастных закономерностей, но их социальное развитие имеет свои особенности.

Опыт работы по налаживанию деловых отношений:

Статья описывает опыт работы по налаживанию деловых отношений в группе одаренных детей через развитие умения самостоятельно анализировать игровые ситуации с помощью наглядных моделей.

Заключение:

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что взаимоотношения в группе одаренных детей имеют свою специфику, которая проявляется в отсутствии крайних статусных категорий, высоком уровне взаимности социометрических выборов, выраженном конкурентном характере деловых отношений и склонности к осознанию своих оценок.

Рекомендации:

Статья подчеркивает важность создания условий для успешного развития одаренных детей, учитывающих их специфику. Необходимо создавать благоприятную среду, способствующую развитию социальных навыков, эмпатии, умению сотрудничать и разрешать конфликты.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться