Временная перспектива личности: операционные аспекты и динамика намерения

Проблема изучения временной перспективы личности

Временная перспектива личности, представляющая собой модель будущего, привлекает внимание психологов все больше в последние десятилетия. Исследователи рассматривают ее в разных контекстах и подходах, используя различную терминологию: временная перспектива, перспективное целеполагание, планирование, построение модели будущего, смыслостроительство, принятие и реализация намерений в деятельности и т.д.

Изучение временной перспективы важно не только с теоретической точки зрения, но и с практической. Она отражает временной аспект жизни человека, формируется под влиянием микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени. Структура временной перспективы многомерна: она включает содержание (планы, цели), а также динамические параметры, такие как протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и др.

В периоды социальных и экономических кризисов влияние социальной ситуации на временную перспективу особенно остро. Нарушение временной перспективы личности, крушение жизненных планов и временная дезориентация – распространенные психологические последствия кризисов. Клинические исследования подтверждают связь временной перспективы с различными психическими расстройствами, имеющими социогенную природу (депрессия, неврозы, алкоголизация, суицидальные тенденции).

Исследование глобальных и ситуативных аспектов временной перспективы личности

Временная перспектива личности проявляется в форме жизненной стратегии. При анализе выделяются ее два основных аспекта:

  • Стратегический аспект: построение глобальных жизненных планов, масштаб которых индивидуален и связан с мотивационной направленностью личности.
  • Операциональный аспект: целеполагание и планирование субъектом собственной деятельности, ее результатов и последствий в конкретной жизненной ситуации.

Исследование намерения и его реализации в деятельности имеет долгую историю. К. Левин и его последователи впервые раскрыли сущность намерения как психической реальности, имеющей собственные законы развития. Они подчеркнули психоэнергетическое значение намерения в деятельности и выявили факторы, способствующие и препятствующие его реализации.

Намерение определяется как сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Оно обладает собственной внутренней динамикой, важнейшим параметром которой является устойчивость к различным девиирующим (отклоняющим) факторам.

Намерение – это мультипликация мотивационных и когнитивных аспектов личности, определяющих поведение в конкретной ситуации. Оно обладает динамической силой (побуждением потребностей) и является целеориентированным. Устойчивость намерения зависит от личностных диспозиций (ригидность/лабильность, уровень притязаний, особенности каузальной атрибуции).

Другое направление исследований операционального аспекта временной перспективы связано с перспективным целеполаганием. Временная перспектива личности представляет собой последовательность целей, имеющих разную степень жизненной значимости.

Цель, как сознательный образ будущего результата действия, имеет множественную детерминацию. С одной стороны, цель – это рациональный прогноз собственной деятельности, основанный на опыте. С другой стороны, предвосхищаемый результат – это предметная кристаллизация мотива.

Процесс перспективного целеполагания включает формирование и уточнение предцели, которая отличается от собственно цели своей менее конкретной, обобщенной формулировкой, гибкостью, умозрительным, предшествующим непосредственному эмоциональному предвосхищению статусом. Предцель подвергается оценке, взвешиванию и, в зависимости от переживаний успеха/неуспеха, либо реализуется в деятельности, либо отклоняется, либо модифицируется.

Динамика намерения как параметр временной перспективы личности

Метод исследования

В качестве метода исследования использовался разработанный авторами компьютерный вариант исследования уровня притязаний, который позволяет анализировать доминирующую мотивацию субъекта, характер защитного поведения в ситуации хронического неуспеха, реакцию на успех/неуспех в деятельности.

Процедура исследования

Испытуемому предъявляется ряд ранжированных по сложности задач, которые он может выбирать и решать в любом порядке. После решения сообщается, справился ли он с заданием. При анализе экспериментальных данных главное значение придается не процессу решения самих задач, а стратегии испытуемого в последовательности выборов уровня сложности задач в зависимости от результатов предыдущего решения.

Модификация основной методики для анализа устойчивости намерения

Для диагностики динамики намерения в основную методику внесено изменение: после ответа на вопрос о выборе уровня сложности задачи, испытуемый отвечал на вопрос о том, каков будет его следующий выбор в случае успешного и неуспешного решения выбранной им задачи. Исследователь получал возможность анализировать два уровня целеполагания: формирование намерения и реальное принятие цели.

Параметры анализа временной перспективы

Для исследования устойчивости намерения анализировалось соотношение между предварительным намерением о выборе уровня сложности в случае неуспеха или успеха и реальным выбором испытуемого.

  • Коэффициент расхождения намерения: средняя разность между уровнями сложности, полагаемыми в случае успеха и неуспеха каждой пробы.
  • Предполагаемая величина подъема притязаний в случае успеха.
  • Предполагаемое падение притязаний в случае неуспеха.
  • Средняя величина и направление расхождения между намерением и реальной целью в случае успеха и неуспеха отдельно.
  • Процент реализации намерения в случае успеха и неуспеха отдельно.
  • Количество планируемых испытуемым отказов.

Испытуемые

В исследовании участвовали 48 студентов МГУ непсихологических специальностей (18 юношей и 30 девушек в возрасте 17-25 лет).

Результаты

Испытуемые были разбиты на три группы в соответствии с основными типами построения временной перспективы.

  • Группа 1: характеризуется большим количеством планируемых отказов (чаще планируются при неуспехе), демонстративностью поведения, неустойчивостью намерения, более сильным деформирующим влиянием неуспеха на временную перспективу по сравнению с успехом.
  • Группа 2: отличается высоким процентом реализации намерения как в случае успеха, так и неуспеха, устойчивостью временной перспективы по отношению к ситуативно-эмоциональным факторам, более высоким уровнем притязаний и достижений.
  • Группа 3: характеризуется отсутствием планируемых отказов, гипертрофированной зависимостью временной перспективы от ситуативных детерминант, лабильностью и неустойчивостью, низкой реализуемостью намерения.

Обсуждение результатов

Особенности построения временной перспективы испытуемых первой группы

  • Демонстративное поведение, ориентированность на внешнюю оценку.
  • Неустойчивость намерений, их деформация непосредственно-эмоциональными переживаниями, связанными с успехом и неуспехом.
  • Доминирование мотивации самоутверждения.

Особенности построения временной перспективы испытуемых второй группы

  • Высокая реализуемость намерения, устойчивость временной перспективы.
  • Доминирование мотивации достижения.

Особенности построения временной перспективы испытуемых третьей группы

  • Гипертрофированная зависимость временной перспективы от ситуативных детерминант, лабильность и неустойчивость.
  • Доминирование мотивации избегания неуспеха.

Сравнительные особенности построения временной перспективы в зависимости от типа мотивации

  • Деформация намерения со стороны непосредственно-эмоционального переживания результата деятельности проявляется наиболее явно у испытуемых с мотивацией избегания неуспеха и самоутверждения.
  • Степень деформации намерения у испытуемых всех групп зависит от типа результата: положительного или отрицательного.
  • Общим для всех групп испытуемых является уменьшение реализуемости намерения при переходе от успеха к неуспеху.
  • Специфика мотивации определяет величину и направление деформации намерения.

Заключение

Построение и ситуативная коррекция временной перспективы личности является составной частью общей стратегии построения поведения. Динамика реализуемости намерения в деятельности субъекта говорит о ее структурирующей функции.

  • Мотивация, ориентированная на самооценку и защиту Я, способствует преобладанию непосредственно-эмоциональных детерминант коррекции намерения, что влияет на глубину временной перспективы.
  • Мотивационные тенденции, не связанные с самоутверждением, способствуют переходу от непосредственно-эмоциональной детерминации поведения к опосредствованной, связанной с более глубокой и устойчивой временной перспективой.

Важные выводы исследования:

  • Временная перспектива личности тесно связана с мотивационной направленностью субъекта.
  • Мотивация самоутверждения, достижения и избегания неуспеха формируют индивидуальные особенности временной перспективы.
  • Намерение играет важную структурирующую роль в поведении, его реализуемость зависит от содержания мотивации субъекта.

Данное исследование имеет значение для:

  • Понимания связи между мотивацией, временной перспективой личности и поведением.
  • Разработки методик коррекции временной перспективы личности и преодоления негативного влияния кризисных ситуаций.

Дополнительные источники:

  • Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 3. С. 1625.
  • Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1998. № 4. С. 4052.
  • Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1985.
  • Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Мышление и эмоции. М., 1980.
  • Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.
  • Левин К. Намерение, воля и потребность. Мюнхен, 1925.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  • Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович. М., 1972.
  • Спиридонова И.А. Временная трансспекция как методический прием при исследовании разных форм патологии // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д., 1997. С. 212214.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  • Hoppe F. Erfolg und Misselfolg // Psychol. Forsch. 1930. N 4.
  • McClelland D. et al. The achievement motive. N.Y., 1953.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться