Проблема изучения временной перспективы личности
Временная перспектива личности, представляющая собой модель будущего, привлекает внимание психологов все больше в последние десятилетия. Исследователи рассматривают ее в разных контекстах и подходах, используя различную терминологию: временная перспектива, перспективное целеполагание, планирование, построение модели будущего, смыслостроительство, принятие и реализация намерений в деятельности и т.д.
Изучение временной перспективы важно не только с теоретической точки зрения, но и с практической. Она отражает временной аспект жизни человека, формируется под влиянием микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени. Структура временной перспективы многомерна: она включает содержание (планы, цели), а также динамические параметры, такие как протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и др.
В периоды социальных и экономических кризисов влияние социальной ситуации на временную перспективу особенно остро. Нарушение временной перспективы личности, крушение жизненных планов и временная дезориентация – распространенные психологические последствия кризисов. Клинические исследования подтверждают связь временной перспективы с различными психическими расстройствами, имеющими социогенную природу (депрессия, неврозы, алкоголизация, суицидальные тенденции).
Исследование глобальных и ситуативных аспектов временной перспективы личности
Временная перспектива личности проявляется в форме жизненной стратегии. При анализе выделяются ее два основных аспекта:
- Стратегический аспект: построение глобальных жизненных планов, масштаб которых индивидуален и связан с мотивационной направленностью личности.
- Операциональный аспект: целеполагание и планирование субъектом собственной деятельности, ее результатов и последствий в конкретной жизненной ситуации.
Исследование намерения и его реализации в деятельности имеет долгую историю. К. Левин и его последователи впервые раскрыли сущность намерения как психической реальности, имеющей собственные законы развития. Они подчеркнули психоэнергетическое значение намерения в деятельности и выявили факторы, способствующие и препятствующие его реализации.
Намерение определяется как сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Оно обладает собственной внутренней динамикой, важнейшим параметром которой является устойчивость к различным девиирующим (отклоняющим) факторам.
Намерение – это мультипликация мотивационных и когнитивных аспектов личности, определяющих поведение в конкретной ситуации. Оно обладает динамической силой (побуждением потребностей) и является целеориентированным. Устойчивость намерения зависит от личностных диспозиций (ригидность/лабильность, уровень притязаний, особенности каузальной атрибуции).
Другое направление исследований операционального аспекта временной перспективы связано с перспективным целеполаганием. Временная перспектива личности представляет собой последовательность целей, имеющих разную степень жизненной значимости.
Цель, как сознательный образ будущего результата действия, имеет множественную детерминацию. С одной стороны, цель – это рациональный прогноз собственной деятельности, основанный на опыте. С другой стороны, предвосхищаемый результат – это предметная кристаллизация мотива.
Процесс перспективного целеполагания включает формирование и уточнение предцели, которая отличается от собственно цели своей менее конкретной, обобщенной формулировкой, гибкостью, умозрительным, предшествующим непосредственному эмоциональному предвосхищению статусом. Предцель подвергается оценке, взвешиванию и, в зависимости от переживаний успеха/неуспеха, либо реализуется в деятельности, либо отклоняется, либо модифицируется.
Динамика намерения как параметр временной перспективы личности
Метод исследования
В качестве метода исследования использовался разработанный авторами компьютерный вариант исследования уровня притязаний, который позволяет анализировать доминирующую мотивацию субъекта, характер защитного поведения в ситуации хронического неуспеха, реакцию на успех/неуспех в деятельности.
Процедура исследования
Испытуемому предъявляется ряд ранжированных по сложности задач, которые он может выбирать и решать в любом порядке. После решения сообщается, справился ли он с заданием. При анализе экспериментальных данных главное значение придается не процессу решения самих задач, а стратегии испытуемого в последовательности выборов уровня сложности задач в зависимости от результатов предыдущего решения.
Модификация основной методики для анализа устойчивости намерения
Для диагностики динамики намерения в основную методику внесено изменение: после ответа на вопрос о выборе уровня сложности задачи, испытуемый отвечал на вопрос о том, каков будет его следующий выбор в случае успешного и неуспешного решения выбранной им задачи. Исследователь получал возможность анализировать два уровня целеполагания: формирование намерения и реальное принятие цели.
Параметры анализа временной перспективы
Для исследования устойчивости намерения анализировалось соотношение между предварительным намерением о выборе уровня сложности в случае неуспеха или успеха и реальным выбором испытуемого.
- Коэффициент расхождения намерения: средняя разность между уровнями сложности, полагаемыми в случае успеха и неуспеха каждой пробы.
- Предполагаемая величина подъема притязаний в случае успеха.
- Предполагаемое падение притязаний в случае неуспеха.
- Средняя величина и направление расхождения между намерением и реальной целью в случае успеха и неуспеха отдельно.
- Процент реализации намерения в случае успеха и неуспеха отдельно.
- Количество планируемых испытуемым отказов.
Испытуемые
В исследовании участвовали 48 студентов МГУ непсихологических специальностей (18 юношей и 30 девушек в возрасте 17-25 лет).
Результаты
Испытуемые были разбиты на три группы в соответствии с основными типами построения временной перспективы.
- Группа 1: характеризуется большим количеством планируемых отказов (чаще планируются при неуспехе), демонстративностью поведения, неустойчивостью намерения, более сильным деформирующим влиянием неуспеха на временную перспективу по сравнению с успехом.
- Группа 2: отличается высоким процентом реализации намерения как в случае успеха, так и неуспеха, устойчивостью временной перспективы по отношению к ситуативно-эмоциональным факторам, более высоким уровнем притязаний и достижений.
- Группа 3: характеризуется отсутствием планируемых отказов, гипертрофированной зависимостью временной перспективы от ситуативных детерминант, лабильностью и неустойчивостью, низкой реализуемостью намерения.
Обсуждение результатов
Особенности построения временной перспективы испытуемых первой группы
- Демонстративное поведение, ориентированность на внешнюю оценку.
- Неустойчивость намерений, их деформация непосредственно-эмоциональными переживаниями, связанными с успехом и неуспехом.
- Доминирование мотивации самоутверждения.
Особенности построения временной перспективы испытуемых второй группы
- Высокая реализуемость намерения, устойчивость временной перспективы.
- Доминирование мотивации достижения.
Особенности построения временной перспективы испытуемых третьей группы
- Гипертрофированная зависимость временной перспективы от ситуативных детерминант, лабильность и неустойчивость.
- Доминирование мотивации избегания неуспеха.
Сравнительные особенности построения временной перспективы в зависимости от типа мотивации
- Деформация намерения со стороны непосредственно-эмоционального переживания результата деятельности проявляется наиболее явно у испытуемых с мотивацией избегания неуспеха и самоутверждения.
- Степень деформации намерения у испытуемых всех групп зависит от типа результата: положительного или отрицательного.
- Общим для всех групп испытуемых является уменьшение реализуемости намерения при переходе от успеха к неуспеху.
- Специфика мотивации определяет величину и направление деформации намерения.
Заключение
Построение и ситуативная коррекция временной перспективы личности является составной частью общей стратегии построения поведения. Динамика реализуемости намерения в деятельности субъекта говорит о ее структурирующей функции.
- Мотивация, ориентированная на самооценку и защиту Я, способствует преобладанию непосредственно-эмоциональных детерминант коррекции намерения, что влияет на глубину временной перспективы.
- Мотивационные тенденции, не связанные с самоутверждением, способствуют переходу от непосредственно-эмоциональной детерминации поведения к опосредствованной, связанной с более глубокой и устойчивой временной перспективой.
Важные выводы исследования:
- Временная перспектива личности тесно связана с мотивационной направленностью субъекта.
- Мотивация самоутверждения, достижения и избегания неуспеха формируют индивидуальные особенности временной перспективы.
- Намерение играет важную структурирующую роль в поведении, его реализуемость зависит от содержания мотивации субъекта.
Данное исследование имеет значение для:
- Понимания связи между мотивацией, временной перспективой личности и поведением.
- Разработки методик коррекции временной перспективы личности и преодоления негативного влияния кризисных ситуаций.
Дополнительные источники:
- Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 3. С. 1625.
- Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1998. № 4. С. 4052.
- Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1985.
- Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Мышление и эмоции. М., 1980.
- Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.
- Левин К. Намерение, воля и потребность. Мюнхен, 1925.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович. М., 1972.
- Спиридонова И.А. Временная трансспекция как методический прием при исследовании разных форм патологии // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д., 1997. С. 212214.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Hoppe F. Erfolg und Misselfolg // Psychol. Forsch. 1930. N 4.
- McClelland D. et al. The achievement motive. N.Y., 1953.
Поделиться