Типология младших школьников как субъектов учебной деятельности: поиск новых способов действия

Г.А. Цукерман

Исследование, поддержанное грантами Института Открытое общество (№ S2A 601) и фонда RSS (№ 161/1998), проводилось с участием студенток Д. Разумовой, Ю. Суховерша и В. Холмогоровой.

1. Постановка задачи

Теория учебной деятельности младших школьников, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, обрела не только академический интерес, но и практическое применение: около 10% младших школьников России учатся по программам, основанным на этой теории. Однако практика обучения подняла ряд вопросов, касающихся субъекта учебной деятельности.

Несмотря на усердие и успешность в выполнении заданий, не все дети становятся субъектами учебной деятельности. Они комфортно чувствуют себя в школе, не испытывая ущербности, но их существование ставит перед проектировщиками учебной деятельности важный вопрос: как обеспечить условия для воспитания младших школьников как субъектов учебной деятельности?

Существуют два подхода к решению этой проблемы:

  • Индивидуальные различия: ссылаться на природу ребенка (характерные индивидуальные особенности), затрудняющие его участие в учебной деятельности.
  • Проектировка учебной деятельности: искать пробелы в существующей системе формирования учебной деятельности.

Данное исследование пытается синтезировать эти подходы, опираясь на следующие представления о субъектности:

  • Субъект - это источник активности, автор, творец, инициатор преобразований. Однако такое определение слишком общее для решения практических задач.
  • Субъект ищет то, чего еще нет, но что возможно. Именно этот аспект позволяет сформулировать критерий определения субъекта учебной деятельности.
  • Ребенок является субъектом учебной деятельности, если он участвует в поиске и построении новых способов действия в ситуации постановки учебной задачи.

Исследование направлено на изучение группы прорыва - детей, наиболее активно включающихся в поиск новых способов действия, и факторов, влияющих на их попадание в эту группу.

2. Методы исследования

Исследование началось в 1996 г. в двух первых классах школы № 91 Москвы, где учебная деятельность систематически строилась на уроках русского языка, литературы, математики, изобразительного искусства и природоведения. В лонгитюдном эксперименте участвовали 52 ученика (22 девочки и 30 мальчиков).

Типология первоклассников основывалась на качественных и количественных характеристиках их поведения в совместно-распределенной учебной деятельности. Для диагностики уровня субъектности использовался метод экспертных оценок, проведенных учителями, учитывая их влияние на учебные проявления ребенка.

Три показателя характеризуют разные аспекты поведения ребенка на уроке:

  • Активность в дискуссии: характеризует включение ребенка в социальное взаимодействие, развертываемое учителем на учебном материале.
  • Исполнительность: характеризует включение ребенка в репродуктивную деятельность.
  • Поисковая активность: напрямую соотносится с субъектностью учебной деятельности. Активность ребенка в поиске нового способа действия в ситуации учебной задачи характеризует его включенность в учебную деятельность.

3. Результаты исследования

3.1. Размер групп

По результатам экспертных оценок, проведенных пять раз за два года обучения, выделено четыре группы детей:

  • Группа прорыва: дети, наиболее активные в поиске новых способов действия.
  • Резерв группы прорыва: дети, проявляющие признаки вовлеченности и увлеченности решением учебных задач в одном из учебных предметов.
  • Трудолюбивые: дети, наиболее активные на этапе отработки и упражнения в уже найденном методе.
  • Не проявившие себя: дети, не включенные в урок, судя по внешне наблюдаемым признакам.

    3.2. Самостоятельность в решении учебных задач

В индивидуальных экспериментах, моделирующих ситуацию постановки учебной задачи, группа прорыва продемонстрировала преимущество в выдвижении гипотез о новом способе действия. Однако в ситуации индивидуальной работы разница в активности детей, наблюдаемая в совместной работе класса, не обнаруживается.

3.3. Интеллектуальное развитие в разных группах младших школьников

Исследование показало, что группа прорыва с самого начала обучения значимо превосходила остальных первоклассников по результатам тестов невербального интеллекта.

Изменения показателей невербального интеллекта за первый год школьного обучения свидетельствуют о значимой связи между уровнем интеллектуального развития ребенка и степенью его включенности в учебную деятельность.

3.4. Личностное развитие в разных группах младших школьников

Методика В.С. Юркевич, позволяющая выявить уровень познавательной активности у детей, показала, что дети, наиболее активно участвующие в поиске новых способов действия, обнаружили максимальную (для первоклассников) направленность на самоизменение.

4. Заключение

Исследование позволило сделать следующие выводы:

  • Группа прорыва растет в течение первого года обучения, однако во втором классе функции детей в совместной учебной деятельности закрепляются более жестко, что указывает на необходимость новых способов организации учебной деятельности.
  • Высокий уровень интеллектуального развития не является ни необходимым, ни достаточным условием субъектного поведения первоклассников в учебной деятельности.
  • В выборе субъектной или несубъектной формы участия в учебной деятельности класса решающими оказываются эмоционально-личностные характеристики ребенка, в том числе:
    • направленность на самоизменение,
    • рефлексивная самооценка,
    • рефлексия в эмоциональной сфере,
    • развитие обращенного действия, учитывающего иную позицию партнера.

Ключевым фактором формирования субъекта учебной деятельности является обращение к сфере самосознания.

Данное исследование подчеркивает важность осознанного самоизменения как ведущей характеристики субъекта учебной деятельности.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться