Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности

В статье Н.В. Бариленко рассматривается процесс формирования взаимоотношений у старших дошкольников в контексте совместной деятельности, с фокусом на самовыражение как ключевой составляющей этих отношений. Автор подчеркивает важность связи между Я и Другим в развитии личности, опираясь на концепции Ж. Пиаже и В.И. Слободчикова.

Ключевые идеи:

  • Самовыражение: невозможно без Другого, оно проявляется в системе Я – Другой, где оба субъекта автономны и значимы друг для друга.
  • Развитие субъективности: происходит в общности, где формируется внутренняя автономная позиция, позволяющая создавать уникальное и неповторимое.
  • Модель конструктивного взаимодействия: включает сферу личностных смыслов и сферу самореализации в деятельности.
  • Регуляция взаимодействия: осуществляется через настраивание смысловой и деятельностной систем каждого субъекта и коммуникацию между ними.

Экспериментальное исследование:

Проведено исследование взаимодействия детей 5-6 лет в совместной игре в мозаику. Выявлено два типа поведения:

  • Включающие Другого: дети рассматривают задачу как общую, стремятся к точному повторению действий партнера, помогают ему в случае неудачи.
  • Не включающие Другого: дети воспринимают подражание как плохое, стремятся к самостоятельности, не обращают внимания на партнера, не воспринимают его ошибки как свои.

Результаты:

  • Выявлено, что дети, включающие Другого в общность, используют разные способы этого включения: активное воздействие, помощь, ожидание повторения.
  • Дети, не включающие Другого, демонстрируют активное отвержение партнера или пассивное игнорирование.
  • Дополнительная инструкция, требующая от детей продолжения построения только после успешного повторения действий партнера, способствует формированию новых способов взаимодействия.
  • Освоенные детьми способы поддержания общности становятся для них ценностью, что приводит к развитию осознания собственной ценности при общении с Другим.

Выводы:

  • Создание общности и совместности – это сложный процесс, который проходит несколько этапов: усвоение правил, возникновение отношения к партнеру как носителю другой деятельности, выработка новых средств воздействия и рефлексии, формирование новой ценности совместности и освоение способов ее реализации.
  • Необходима целостная рефлексивная позиция Я – Другой, чтобы освоить новые способы регуляции и создать пространство совместимости, где Другой и Я присутствуют во всем своем многообразии.
  • В результате совместных усилий создается не только материальный продукт (узор из мозаики), но и внутренний продукт – способность учитывать опыт Другого, включать его в совместную деятельность и управлять процессом создания общности.

Статья подчеркивает важность создания специфических условий, которые стимулируют развитие конструктивных взаимоотношений у детей. Это может быть достигнуто через создание ситуаций, требующих от детей новых способов взаимодействия, а также через рефлексию собственных действий и действий партнера.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться