Системный кризис психологии: между рационализмом и иррациональностью

Психология, как и многие другие науки, уже давно переживает кризис. В отличие от других дисциплин, где кризис периодически сменялся периодами относительного спокойствия, в психологии он стал своего рода нормой, постоянным спутником. В наши дни разговоры о кризисе звучат всё более драматично, напоминая времена, когда Выготский писал о Историческом смысле психологического кризиса.

Парадоксально, но отечественная психология, на фоне общего развала российской науки, переживает настоящий расцвет в социальном плане. Количество психологических учреждений, психологов и спрос на их услуги стремительно растут. Однако этот кажущийся расцвет не отменяет кризиса в когнитивной сфере: кризиса представлений о том, как изучать и объяснять психологическую реальность.

Психологи, недовольные состоянием своей дисциплины, выделяют ряд симптомов кризиса:

  • Отсутствие единой науки: множество альтернативных моделей понимания психического, дефицит устойчивого знания.
  • Схизис между исследовательской и практической психологией: разные подходы, ценности, системы образования и даже круги общения.
  • Конкуренция со стороны паранауки: возникновение пограничных систем знания, не имеющих научного обоснования.

Отсутствие единых правил верификации знания, множественность школ, несоизмеримость теорий - всё это делает психологию непохожей на точные науки, чем она и отличается от благополучных дисциплин.

Попытки подогнать психологию под естественнонаучный эталон, опираясь на концепцию парадигмы, привели к трем основным позициям:

  1. Допарадигмальная область знания: парадигма в психологии еще не сформировалась.
  2. Мультипарадигмальная наука: в психологии существует несколько парадигм, соответствующих основным теориям (бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ).
  3. Внепарадигмальная область знания: концепция Куна неприменима к психологии.

Сейчас преобладает третья позиция, что позволяет психологии преодолеть комплекс непохожести на точные науки. Однако одновременно она сталкивается с кризисом естественнонаучности, которая также переживает трансформацию.

Традиционный эталон научности в психологии - естественнонаучность, сама же переходит к постнеклассической стадии развития, признавая субъектную обусловленность познания и ценностную нагруженность знания.

Позитивистские мифы о науке, на которых базируется большая часть психологических исследований, развенчаны. Научные теории не выводятся из фактов, а сами определяют, что считать таковыми. Процесс познания не беспристрастен, а находится под влиянием познающего субъекта.

Кризис естественнонаучности усугубляется функциональным кризисом современной науки, связанным с переходом от времени научных открытий к времени их использования.

В психологии это проявляется в снижении востребованности исследовательской психологии и перекачке ресурсов в практическую психологию.

Эти две ветви психологии живут параллельно, имея мало общего, разные цели, способы получения и использования знания.

В концепции Куна смена парадигм происходит не только в результате когнитивных факторов, но и в результате борьбы между научными сообществами. В психологии это еще более заметно, так как исследовательская и практическая психология представляют собой разные сообщества с разными ценностями, практиками и интересами.

Однако главная причина кризиса в психологии - это общий кризис рационализма, затронувший всю западную цивилизацию. Тотальная иррационализация проявляется в росте популярности мистицизма, парапсихологии и других ненаучных систем знания.

Популярность мистицизма обусловлена не только примитивными инстинктами человека, но и стремлением к быстрым решениям, жаждой чуда, а также скукой от рационализма.

Сама наука способствовала расцвету мистицизма, порождая гипотезы, которые используются парапсихологами в своих объяснениях.

В российской гуманитарной науке анти рационалистические тенденции нашли благодатную почву, так как ей всегда было свойственно стремление к самобытности и неприятию западного рационализма.

В психологии это проявляется в обращении к душе как объекту научного изучения, в распространении экзотических учений, в синтезе науки и религии, а также в легализацион парапсихологии.

Размывание границ между наукой и другими системами отношения к миру - это интер национальное явление, наблюдаемое не только в России. Эти системы - религия, традиционная восточная наука, паранаука - можно назвать метадигмами, опирающимися на разные типы рациональности.

Кризис рационализма разрушает главный барьер между наукой и другими метадигмами, что способствует их сближению.

Психология, находясь в горячей точке взаимодействия метадигм, испытывает на себе их противоречивое влияние.

Ее кризис имеет системный характер, основанный на трех ключевых факторах:

  1. Общий кризис рационализма.
  2. Функциональный кризис науки.
  3. Кризис естественнонаучности.

Все три компонента этого кризиса имеют социальные корни.

Кризис психологии - это не столько кризис самой науки, сколько кризис системы ее взаимоотношений с обществом.

Наивно полагать, что новые системы психологического знания смогут рационалистическую метадигму победить в борьбе с другими метадигмами.

Современное общество отдает предпочтение бессознательному состоянию, и пока это так, у рациональной науки и психологии мало шансов на восстановление своего влияния.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться