Российский маркетинг: от здравого смысла к профессионализму

В России наблюдается растущий спрос на специалистов по маркетингу, который опережает предложение. Компании все больше осознают важность маркетинга, но профессиональная подготовка в этой области в стране пока отстает от потребностей рынка.

Требования к маркетологам ужесточаются. Раньше достаточно было просто сделать сайт и разместить рекламу, сегодня нужен специалист, который владеет экспертными знаниями и навыками, и может использовать их для достижения целей компании, отвечая за результат бизнеса в целом. Преимущество также имеют кандидаты с опытом работы в крупных компаниях с оборотом более $200 млн в год.

Образование: теория vs практика.
Многие российские маркетологи, особенно из поколения до 90-х, осваивали профессию на практике, полагаясь на здравый смысл и личный опыт. В учебных заведениях слово маркетинг долгое время было запретным.

Сегодня ситуация меняется. Практики все чаще стремятся получить систематизированные знания в области маркетинга, освоить новые подходы и инструменты, повысить свою эффективность.

Образовательные программы:

  • Вузы: Практически все крупные вузы России предлагают программы по маркетингу, как на уровне бакалавриата, так и магистратуры.
  • МВА: Специализация Маркетинг доступна во многих бизнес-школах, в том числе: МИРБИС, ГУУ, ВШМБ АНХ, ИБДА АНХ, Синергия, ЛИНК, ИМП МЭСИ.
  • Профессиональная сертификация:
    • Университет фондового рынка и управления предлагает сертификацию Чартерного института маркетинга (CIM).
    • РАМ проводит сертификацию по программе НИМА (Нидерландский институт маркетинга).
    • МИРБИС является региональным экзаменационным центром Института коммерческого менеджмента Великобритании (ICM).

Обучение в зарубежных университетах:
По мнению многих, получение образования за рубежом, особенно в ведущих бизнес-школах, дает возможность получить более глубокие, глобальные знания, а также новые контакты и опыт международной работы.

Некоторые из университетов, считающихся лидерами в области маркетинга:
* University of Chicago
* Columbia University
* Duke University (Fuqua)
* MIT (Sloan)
* Northwestern University (Kellogg)
* UC Berkeley (Haas)
* UCLA (Anderson)

Наиболее популярные программы:

  • РИМА-Маркетинг (совместная программа ГУУ и амстердамского университета Inholland).
  • МВА-Стратегический маркетинг (Синергия).
  • МВА-Маркетинг (ГУУ).

Примеры учебных программ:

  • МИРБИС: Обучение включает технологии оценки рыночной капитализации компании, брендинг, бенчмаркинг, интегрированные маркетинговые коммуникации и др. Программа отличается мастер-классами с участием руководителей крупных компаний.
  • ГУУ: РИМА-А ориентирована на специалистов, желающих получить базовые знания в маркетинге, РИМА-В — для руководителей отделов маркетинга и топ-менеджеров.
  • Синергия: Акцент делается на практические исследования, студенты защищают несколько исследовательских проектов.

Ключевые тренды в сфере маркетингового образования:

  • Практическая направленность: Акцент на кейсах, деловых играх, проектах.
  • Внедрение новых технологий: Электронная коммерция (e-commerce), CRM, управление контентом.
  • Глобализация знаний: Обучение в международных бизнес-школах, стажировки за рубежом.

В целом, российский маркетинг демонстрирует явный прогресс, но для того, чтобы отвечать требованиям современного рынка, необходимы дальнейшие усилия по совершенствованию профессиональной подготовки, развитию образовательных программ и интеграции в глобальное образовательное пространство.

Рубрика: 

Поделиться