В своей работе Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной, Е.О. Смирнова анализирует ключевые концепции этих двух выдающихся психологов.
Выготский подчеркивал, что источник психического развития ребенка не находится внутри него, а в его отношениях со взрослым. Взрослый - это носитель культуры, который передает ее ребенку.
Однако, сам процесс общения не был детально исследован в рамках культурно-исторического подхода Выготского.
Лисина продолжила и развила идеи Выготского, сделав общение ребенка со взрослым центральным предметом своих исследований. Она утверждала, что общение - это живой процесс взаимодействия, который не сводится к простому усвоению культурных норм.
Лисина предложила новые концепции, отличающиеся от классических подходов к развитию ребенка:
- Развитие эмоционально-личностных связей: Вместо прамы Выготского, Лисина подчеркивает важность отделенности ребенка от взрослого и активного участия обоих в общении.
- Периодизация младенческого возраста: Лисина выделяет три качественно разных этапа в развитии ребенка до года: адаптация, ситуативно-личностное общение, деловое сотрудничество.
- Значение индивидуально-адресованного общения: Лисина показала, что дефицит эмоционального общения со взрослым существенно тормозит развитие ребенка.
Лисина, в отличие от Выготского, подчеркивала важность экспериментальных исследований. Она провела ряд новаторских работ, посвященных речевому развитию, кризисам детского развития, влиянию общения на разные линии психического развития.
Лисина предложила рассматривать общение как особый вид деятельности. Эта концепция позволяет структурировать общение, выделив его предмет, потребности, мотивы, средства и продукты.
Смирнова замечает, что концепция Лисиной пересекается с деятельностным подходом Леонтьева. Однако она отмечает и некоторые противоречия:
- Первичность общения: Деятельность считается производной от общения, а не наоборот.
- Значение отношения: Личность взрослого предшествует деятельности общения и определяет ее.
- Самосознание: Самосознание возникает не в результате практической деятельности, а в отношениях с другим человеком.
Смирнова завершает свою работу, подчеркивая важность отношений с другими для развитие ребенка. Идеи Лисиной, по ее мнению, являются своеобразным продолжением и развитием концепции Выготского.
Поделиться