Психолого-педагогические взгляды Г.И. Челпанова: краткий обзор

Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) - выдающийся русский психолог и философ, оставивший заметный след в истории отечественной науки. Начав свою научную деятельность в Киеве, он в 1907 году переехал в Москву, где развернул активную деятельность, став профессором Московского университета и организатором Психологического института (1907). Челпанов воспитал целую плеяду талантливых учеников, а его институт стал первым в мире психологическим институтом, построенным по специальному плану.

Научные интересы Челпанова охватывали широкий круг вопросов, от восприятия пространства до этики и логики. Он активно критиковал материализм в оценке факторов формирования человеческой психики, подчеркивая важность духовного начала в человеке.

Педагогические взгляды Челпанова

Особо следует отметить педагогическое мастерство Челпанова. Он создал систематические курсы по философии, психологии и логике, а его учебник по психологии для гимназий и самообразования многократно переиздавался.

Челпанов был противником прямолинейного внедрения экспериментальной психологии в педагогическую практику, считая, что она должна быть тесно связана с теоретической психологией. Он критиковал чрезмерное увлечение тестами и анкетами, подчеркивая, что эти методы не могут дать исчерпывающего представления о личности и не должны применяться в руках неподготовленных педагогов.

По мнению Челпанова, педагогика, опираясь на философскую этику, должна использовать психологические знания для достижения своих целей, но не сводиться к прикладной психологии.

Реформа школьного образования

В 1917 году Челпанов активно критиковал проект реформы школьного образования, считая его псевдодемократическим и опасным для развития России. Он подчеркивал, что однотипность школы приведет к понижению уровня культуры, а отмена конкурсного перехода из низшей школы в высшую противоречит принципам демократии.

Челпанов выступал за многотипность средней школы, за сохранение изучения классических языков и за важность авторитета учителя в школе.

Историческая роль Челпанова

После революции Челпанов, как идеалист и противник марксизма, был отстранен от активной научной деятельности. Его предостережения об опасности бездумного внедрения экспериментальной психологии в практику были забыты, что впоследствии привело к дискредитации метода тестов и затормозило развитие педологии.

Важно отметить, что Челпанов не был противником экспериментальной психологии, а лишь подчеркивал важность ее тесной связи с теоретической психологией.

Современная психология и образование должны учитывать уроки истории, в том числе взгляды Челпанова на соотношение теории и практики, на значение разработки фундаментальных проблем и на роль научной подготовки исследователя.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться