Психологическая работа с женщинами, отказывающимися от новорожденных детей

Проблема социального сиротства актуальна для современного общества, особенно в крупных городах. В Москве за последние шесть лет количество социальных сирот (детей при живых родителях) в Домах ребенка увеличилось с 23 до 48%, при этом общий поток детей в эти учреждения сократился на 11%, а рождаемость снизилась в 1,5 раза [1].

Исследования показывают, что в 80% случаев у матерей, отказывающихся от новорожденных, наблюдаются психические и психологические нарушения, преимущественно аффективные расстройства, тревожного и депрессивного характера [2].

Отказ от ребенка наносит серьезный вред здоровью и психическому развитию малыша, лишенного контакта с матерью. Несмотря на распространенность этого явления, эффективных способов повлиять на кризисную ситуацию и остановить распад связи между матерью и новорожденным до сих пор нет.

Необходимость разработки стратегии психотерапевтической работы с женщинами, отказывающимися от новорожденных, очевидна.

Исследование проводилось в кабинете социально-психологической помощи, созданном НИИ профилактической психиатрии НЦ ПЗ РАМН в одном из родильных домов Москвы. Была проведена клиническая беседа с 30 женщинами, принявшими решение об отказе от новорожденных, и тестовое обследование.

Результаты исследования:

  • Женщины испытывают высокую реактивную тревожность и депрессию легкой и средней тяжести.
  • Уровень депрессии и реактивной тревожности у женщин, отказывающихся от ребенка, выше, чем у матерей, принимающих решение воспитывать ребенка, несмотря на трудности.

Дополнительное исследование с помощью теста Люшера и цветовых отношений (ЦТО) показало, что несмотря на повышенный уровень тревоги и депрессии, в 38% случаев ребенок находится на позициях безразличия и отвержения.

Ассоциативный эксперимент выявил, что конфликтогенными оказываются не только слова, связанные с детско-родительскими отношениями (мать, ребенок, семья), но и слова выбор, вечность, совесть, вина, добро, душа.

Конфликт связан с духовно-нравственными ценностями, которые женщина отвергает в акте выбора. Именно конфликт между отвергнутыми ценностями и выбором женщины проявляется в ассоциативном эксперименте.

Во внутреннем диалоге женщины можно различить два голоса:

  • Я не могу воспитывать ребенка по социальным, психологическим, материальным причинам.
  • Я не могу отказаться от ребенка.

Наиболее адекватным методом работы с женщинами, отказывающимися от новорожденных, является метод духовно-ориентированного диалога, разработанный Т.А. Флоренской. Он направлен на выявление внутреннего диалога духовного Я и наличного Я.

Духовное Я - это сущностное ядро личности, часто называемое голосом совести. Наличное Я - это все многообразие состояний и представлений человека о себе.

Принципы духовно-ориентированного диалога:

  • Доминанта на другом: собеседник ставится в центр внимания как уникальная, самоценная индивидуальность.
  • Принцип вненаходимости: неслиянность с консультируемым, точнее, с наличным состоянием консультируемого.

Опыт работы показывает, что при соблюдении этих принципов удается различить во внутреннем диалоге женщины голос совести и поддержать его.

Случаи из практики:

  • Оля (19 лет) приехала из Абхазии, где была тяжелая обстановка. Она находилась в состоянии глубокой депрессии, не видя выхода из ситуации. В ходе диалога ей удалось различить голос совести, который утверждал, что от ребенка нельзя отказываться.
  • Юля была настроена враждебно, но при искренней заинтересованности консультанта рассказала о своем желании воспитывать сына, но отсутствии места для жизни. Во время невербального диалога она приняла решение о воспитании ребенка и нашла жилье.
  • Надя решила отказаться от третьего ребенка, так как нуждалась в работе и лечении для второй дочери. В ходе диалога она осознала конфликт между духовным Я и наличным Я. Внутренняя борьба вызвала бурный аффект, после которого она успокоилась и приняла решение забрать ребенка.
  • Лена хотела отказаться от ребенка, чтобы купит квартиру и машину. Она не осознавала свою ошибку и противостояла голосу совести. После разговора с консультантом она приняла решение забрать ребенка.

Выводы:

  • Конфликт между духовным Я и наличным Я является ключевым фактором, определяющим тяжелое душевное состояние женщин, отказывающихся от новорожденных.
  • Задача консультанта - помочь женщине осознать этот конфликт, поддержать голос совести и сделать выбор сознательно.
  • Нравственная ориентация психолога является необходимым условием для оказания психологической помощи в данной ситуации.

Литература:

  1. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопр. психол. 1994. № 5. С. 31 - 37.
  2. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.А. Северного. М., 1994.
  3. Сироты России (проблемы, надежды, будущее): Материалы научно-практической конференции. М., 1994.
  4. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
  5. Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии консультирования. (Духовноориентированный подход) // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 5. С. 44 - 56.
  6. Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
  7. Флоренская Т.А., Макеева М.Ю. Колючки совести // Семья и школа. 1983. № 10. С. 30 - 31.
  8. Флоренская Т.А. Слово и молчание в диалоге // Диалог, карнавал, хронотоп. 1996. № 1. С. 49 - 62.
  9. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться