Психологическая подготовка - это комплексный подход, направленный на подготовку личности к эффективному функционированию в сложных ситуациях. Она включает в себя воздействие на психику человека для:
- Адаптации к окружающей среде: восприятие внешних условий, как меняющихся, так и стабильных, включая стереотипы, убеждения и установки.
- Гибкости и быстроты реакции: приспособление организма и психики к динамичным изменениям ситуации.
- Целеустремленности действий: эффективное выполнение поставленных задач в различных обстоятельствах.
- Стабильности поведения: задание неизменной программы действий в определенных условиях.
- Развития личностных качеств: формирование необходимых индивидуально-психологических характеристик для решения задач.
- Саморегуляции: коррекция и управление собственным поведением.
- Восстановления психического здоровья: укрепление нервно-психической устойчивости, уравновешенности и рассудительности.
Виды психологической подготовки
Существует несколько видов психологической подготовки, каждый из которых обладает своими особенностями:
- Общая психологическая подготовка: направлена на подготовку личности к действиям в сложных ситуациях в целом. Она включает в себя:
- Развитие интеллектуальных способностей: анализ информации, сравнение, сопоставление, поиск связей, принятие решений, умозаключения.
- Стимулирование психических процессов: улучшение мышления, восприятия, воли, эмоций, воображения, представления, моделирования поведения.
- Формирование регуляторных способностей: развитие саморегуляции, образного воображения, самовнушения, самоприказов, концентрации внимания.
- Управление эмоциями: сдерживание эмоций, использование внутренних ресурсов, реализация решений.
- Стрессоустойчивость: формирование устойчивости к шуму, уравновешенности.
- Мотивация: развитие мотивации к действию, обоснование необходимых действий.
- Физическая подготовка: укрепление и развитие физических возможностей для преодоления препятствий.
- Специальная (профессиональная) психологическая подготовка: направлена на подготовку к работе в определенной профессиональной сфере. Она включает в себя:
- Функциональная подготовка: осмысление и готовность к выполнению функциональных обязанностей.
- Нормативно-ценностная подготовка: принятие и осознание норм поведения, ценностных ориентаций, соответствующих сфере деятельности.
- Специализированное восприятие: развитие навыков тактического мышления, надежности, мобилизации ресурсов, эмоционально-волевой устойчивости.
- Саморегуляция: усовершенствование приемов самонастроя, формирование позитивных эмоциональных состояний.
- Коммуникативные навыки: развитие вербального и невербального общения на коммуникативном, перцептивном и интерактивном уровнях.
- Целевая психологическая подготовка: направлена на подготовку к выполнению конкретной, преимущественно одноактной задачи. Она включает:
- Мотивация: формирование и закрепление мотивации на достижение поставленной цели.
- Установка: развитие способности к самосовершенствованию при реализации поставленной цели.
- Анализ событий: развитие умственных способностей и возможностей.
- Психологическая коррекция: коррекция действий в соответствии с динамичными условиями ситуации и ее неожиданностями.
- Программирующая психологическая подготовка: направлена на внушение неизменной программы действий, независимо от меняющихся условий ситуации. Она включает:
- Мотивация и установка: формирование готовности к заданным действиям.
- Программа действий: определение последовательности действий.
- Эмоционально-волевая подготовка: подготовка к выполнению программы действий.
- Личностная психологическая подготовка: направлена на развитие индивидуально-психологических качеств личности для эффективного решения задач. Она включает в себя:
- Стимулирование развития позитивных качеств: усиление позитивных качеств и снижение негативных, препятствующих достижению целей.
- Преодоление фобий: борьба со страхами, негативно влияющими на функциональную деятельность.
- Преодоление негативных установок: освобождение от зацикливания на неудачах, препятствующих достижению цели.
-
Природная (инстинктивная) психологическая подготовка: направлена на развитие природных инстинктов человека для эффективного решения задач.
-
Коррекционная психологическая подготовка: направлена на восстановление и усовершенствование приобретенных качеств для повышения эффективности достижения цели. Она включает в себя:
- Мотивационно-установочный компонент: основа развития.
- Эмоционально-волевая составляющая: основа коррекционных процессов.
- Интеллектуально-аналитическая составляющая: развитие аналитических способностей.
- Регуляторная составляющая: система регуляции действий и поведения.
- Рекреационная (восстановительная) психологическая подготовка: направлена на восстановление функционирования организма после воздействия негативных психо-эмоциональных факторов. Она включает в себя:
- Постстрессовую подготовку: восстановление после стресса.
- Постдепрессивную подготовку: восстановление после депрессии.
- Посттравматическую подготовку: восстановление после травмы.
-
Адаптационная психологическая подготовка: направлена на сокращение адаптационного периода и приспособление личности к окружающим условиям, а также на приспособление внешней среды к психическому состоянию человека.
-
Регуляционная психологическая подготовка: направлена на оптимизацию регулятивных способностей и развитие саморегуляции для создания потенциальных резервов организма.
-
Интеллектуально-аналитическая психологическая подготовка: направлена на развитие и оптимизацию интеллектуальных способностей и возможностей личности для решения задач. Она включает в себя:
- Анализ и синтез: проведение анализа информации, синтез разных взглядов на проблему.
- Творческое мышление: развитие способности к творческому мышлению и поиску нестандартных решений.
- Саморегуляция: развитие саморегуляции и самосовершенствования психики.
Формы проведения психологической подготовки
Психологическая подготовка может проводиться в различных формах:
- Групповая: проводится в составе группы для усиления группового влияния на личность.
- Индивидуальная: проводится с каждым человеком индивидуально, с учетом его особенностей.
- Внешняя: проводится с применением внушения, убеждения, тренировки, семинаров, обучений, тренингов и т.д.
- Внутренняя: проводится с помощью аутогенной тренировки, самоубеждения, внушения, идеомоторной тренировки, создания когнитивных карт и т.д.
- Активная: личность принимает активное участие в подготовке.
- Пассивная: личность выступает пассивным наблюдателем действий или воспринимает информацию от руководителя.
- Непосредственная: личность является непосредственным, активным участником подготовки.
- Опосредствованная: человек воспринимает внешнее влияние спонтанно, не будучи к нему заранее подготовленным.
- Самостоятельная: человек овладевает знаниями самостоятельно, без помощи других, или делает собственные умозаключения.
- Под руководством: проводится под контролем руководителя, с его помощью и коррекцией неверных действий.
- Ситуативная: проводится случайно, когда требует ситуация.
- Системная: проводится постоянно при необходимости формирования динамического стереотипа определенного поведения.
Уровни психологической подготовленности
Существует три уровня психологической подготовленности личности:
1. Базовый (общий): включает в себя общую, специальную, адаптационную, природную (инстинктивную), программирующую, рекреационную (восстановительную) подготовку. Характеризуется:
- Мотивацией и установкой: направленностью личности.
- Эмоционально-волевыми усилиями: проявлением волевых качеств.
- Перцептивно-когнитивным компонентом: способностью воспринимать и понимать информацию.
- Рекреационным компонентом: способностью выходить из стрессовых ситуаций с минимальными потерями для психического здоровья.
2. Личностно-функциональный: включает в себя личностную, целевую, коррекционную подготовку. Характеризуется:
- Установкой: сформированностью определенных установок, стереотипов, ценностных ориентаций.
- Ассоциативно-выборочной способностью психики: способностью связывать прошлые и настоящие действия в соответствии с ситуацией.
- Коррекционным компонентом: способностью регулировать собственное поведение и действия.
- Функционально-целевой готовностью: готовностью выполнять функции в соответствии с поставленной целью и задачами.
3. Интеллектуально-аналитический: включает в себя регуляционную, интеллектуально-аналитическую подготовку. Характеризуется:
- Синтетико-аналитическим компонентом: способностью анализировать информацию, синтезировать разные взгляды на проблему.
- Перцептивно-креативным потенциалом: способностью к творческому мышлению и поиску нестандартных решений.
- Личностно-саморегуляционным компонентом: способностью психики к самосовершенствованию, саморазвитию и самовосстановлению.
Заключение
Психологическая подготовка является неотъемлемым инструментом достижения успеха в различных сферах жизни. Она помогает личности адаптироваться к меняющимся условиям, развить необходимые качества и стать более успешной в своих действиях. Правильный выбор вида и формы подготовки, а также учет уровня психологической подготовленности являются ключевыми факторами эффективности этого процесса.
Поделиться