Практические упражнения в психодраме: отработка ролей и исследование взаимоотношений

Психодрама – это метод, позволяющий исследовать и разрешать личностные проблемы через интерактивные упражнения, ролевые игры и импровизации. Ниже представлены три практических упражнения, которые могут быть использованы как для начала работы с группой, так и для углубления работы над конкретными темами.

1. Ролевая игра

Цель: Развить навыки ролевой игры и создать основу для дальнейшего изучения психодрамы.

Время: 30 минут.

Материалы: Не требуются.

Процедура:

  1. Разделите группу на два круга – внутренний и внешний.
  2. По сигналу ведущего участники внешнего круга двигаются по часовой стрелке, а внутреннего – против часовой стрелки.
  3. По второму сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом к партнеру из другого круга.
  4. Участники внешнего круга играют роли полицейских, дающих указания автомобилистам (участники внутреннего круга).
  5. Игра длится 3 минуты, после чего участники делятся своими мыслями и чувствами за 2 минуты.
  6. Повторите процедуру, поменявшись ролями: участники внутреннего круга становятся продавцами, а внешнего – покупателями.

Дополнительные варианты ролей:

  • Родственники, долгое время не видевшиеся.
  • Мужчина (женщина), рассказывающий (ей) другу о смерти супруга (супруги).
  • Дети, получившие новую игрушку.
  • Молодые люди, признающиеся родителю в гомосексуальных наклонностях.

2. Монолог с двойником

Цель: Развить спонтанность, попрактиковаться в роли двойника и получить материал для психодраматического представления.

Время: 30 минут.

Материалы: Не требуются.

Процедура:

  1. Один участник выходит в центр группы и произносит монолог о своих мыслях, чувствах и переживаниях.
  2. После нескольких минут другой участник подходит сзади, принимает позу говорящего и повторяет его движения, не прерывая монолог.
  3. Двойник старается представить чувства и мысли говорящего, копируя невербальное поведение и интуитивно постигая невысказанные мысли.
  4. Постепенно двойник может начинать повторять фразы после говорящего, а затем переходить к выражению невысказанных чувств.
  5. Через несколько минут двойника меняет другой участник.

3. Воображаемая социограмма

Цель: Исследовать взаимоотношения в группе, получить обратную связь о восприятии своей роли, попрактиковаться в психодраматических представлениях и увидеть связь между ролью и личностью.

Время: 1 час.

Материалы: Не требуются.

Процедура:

  1. Один участник добровольно становится режиссером и размещает остальных участников на сцене.
  2. Режиссер определяет роли, которые соответствуют его представлению о каждом участнике, и размещает их так, чтобы отразить взаимоотношения в группе.
  3. Режиссер задает каждой роли тематику высказываний, отражающую как личность участника, так и его роль в группе.
  4. Участники, не выходя из своих ролей, спонтанно взаимодействуют друг с другом, создавая живую картину взаимоотношений в группе.
  5. После завершения сцены каждый участник делится своими чувствами от роли и наблюдений за другими.

4. Создание скульптуры семьи

Цель: Исследовать семейные взаимоотношения, получить терапевтический эффект и найти материал для дальнейших психодраматических занятий.

Время: 30 минут – 3 часа.

Материалы: Не требуются.

Процедура:

  1. Один участник добровольно создает скульптуру – живую картину своей семьи.
  2. Доброволец выбирает участников, похожих на членов его семьи, и включает в скульптуру всех, кто жил с ним в детстве.
  3. Участник размещает членов семьи в характерных положениях, создавая сцену, отражающую взаимоотношения в его семье.
  4. Участник информирует других о каждом члене семьи и использует дистанцию между ними, чтобы показать степень близости в отношениях.
  5. Доброволец может попросить другого участника изображать его самого в скульптуре.
  6. После построения скульптуры участник говорит каждой роли фразу, характеризующую этого члена семьи.
  7. Все участники делятся своими чувствами, вызванными участием в создании скульптуры.

Важно:

  • Перед началом работы с группой необходимо убедиться, что участники знакомы друг с другом.
  • Ведущий должен иметь опыт работы с психодраматическими методами, особенно при использовании упражнения Монолог с двойником и Создание скульптуры семьи.
  • Упражнения могут быть адаптированы к конкретной ситуации и потребностям группы.
  • Необходимо создать безопасную и поддерживающую атмосферу для участников, чтобы они могли свободно делиться своими чувствами и переживаниями.

Заключение:

Психодраматические упражнения – мощный инструмент для исследования и разрешения личностных проблем, а также для укрепления взаимоотношений в группе. Используя эти упражнения, участники могут получить ценный опыт, развить навыки и найти ресурсы для личного роста.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться