Психодрама – это метод, позволяющий исследовать и разрешать личностные проблемы через интерактивные упражнения, ролевые игры и импровизации. Ниже представлены три практических упражнения, которые могут быть использованы как для начала работы с группой, так и для углубления работы над конкретными темами.
1. Ролевая игра
Цель: Развить навыки ролевой игры и создать основу для дальнейшего изучения психодрамы.
Время: 30 минут.
Материалы: Не требуются.
Процедура:
- Разделите группу на два круга – внутренний и внешний.
- По сигналу ведущего участники внешнего круга двигаются по часовой стрелке, а внутреннего – против часовой стрелки.
- По второму сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом к партнеру из другого круга.
- Участники внешнего круга играют роли полицейских, дающих указания автомобилистам (участники внутреннего круга).
- Игра длится 3 минуты, после чего участники делятся своими мыслями и чувствами за 2 минуты.
- Повторите процедуру, поменявшись ролями: участники внутреннего круга становятся продавцами, а внешнего – покупателями.
Дополнительные варианты ролей:
- Родственники, долгое время не видевшиеся.
- Мужчина (женщина), рассказывающий (ей) другу о смерти супруга (супруги).
- Дети, получившие новую игрушку.
- Молодые люди, признающиеся родителю в гомосексуальных наклонностях.
2. Монолог с двойником
Цель: Развить спонтанность, попрактиковаться в роли двойника и получить материал для психодраматического представления.
Время: 30 минут.
Материалы: Не требуются.
Процедура:
- Один участник выходит в центр группы и произносит монолог о своих мыслях, чувствах и переживаниях.
- После нескольких минут другой участник подходит сзади, принимает позу говорящего и повторяет его движения, не прерывая монолог.
- Двойник старается представить чувства и мысли говорящего, копируя невербальное поведение и интуитивно постигая невысказанные мысли.
- Постепенно двойник может начинать повторять фразы после говорящего, а затем переходить к выражению невысказанных чувств.
- Через несколько минут двойника меняет другой участник.
3. Воображаемая социограмма
Цель: Исследовать взаимоотношения в группе, получить обратную связь о восприятии своей роли, попрактиковаться в психодраматических представлениях и увидеть связь между ролью и личностью.
Время: 1 час.
Материалы: Не требуются.
Процедура:
- Один участник добровольно становится режиссером и размещает остальных участников на сцене.
- Режиссер определяет роли, которые соответствуют его представлению о каждом участнике, и размещает их так, чтобы отразить взаимоотношения в группе.
- Режиссер задает каждой роли тематику высказываний, отражающую как личность участника, так и его роль в группе.
- Участники, не выходя из своих ролей, спонтанно взаимодействуют друг с другом, создавая живую картину взаимоотношений в группе.
- После завершения сцены каждый участник делится своими чувствами от роли и наблюдений за другими.
4. Создание скульптуры семьи
Цель: Исследовать семейные взаимоотношения, получить терапевтический эффект и найти материал для дальнейших психодраматических занятий.
Время: 30 минут – 3 часа.
Материалы: Не требуются.
Процедура:
- Один участник добровольно создает скульптуру – живую картину своей семьи.
- Доброволец выбирает участников, похожих на членов его семьи, и включает в скульптуру всех, кто жил с ним в детстве.
- Участник размещает членов семьи в характерных положениях, создавая сцену, отражающую взаимоотношения в его семье.
- Участник информирует других о каждом члене семьи и использует дистанцию между ними, чтобы показать степень близости в отношениях.
- Доброволец может попросить другого участника изображать его самого в скульптуре.
- После построения скульптуры участник говорит каждой роли фразу, характеризующую этого члена семьи.
- Все участники делятся своими чувствами, вызванными участием в создании скульптуры.
Важно:
- Перед началом работы с группой необходимо убедиться, что участники знакомы друг с другом.
- Ведущий должен иметь опыт работы с психодраматическими методами, особенно при использовании упражнения Монолог с двойником и Создание скульптуры семьи.
- Упражнения могут быть адаптированы к конкретной ситуации и потребностям группы.
- Необходимо создать безопасную и поддерживающую атмосферу для участников, чтобы они могли свободно делиться своими чувствами и переживаниями.
Заключение:
Психодраматические упражнения – мощный инструмент для исследования и разрешения личностных проблем, а также для укрепления взаимоотношений в группе. Используя эти упражнения, участники могут получить ценный опыт, развить навыки и найти ресурсы для личного роста.
Поделиться