В 1997 году Стив Джобс вернулся в компанию Apple, сооснователем которой он являлся, а затем смог добиться одних из самых огромных рыночных оборотов за всю историю человечества. Заняв пост генерального директора, он спас Apple от банкротства и превратил эту компанию в одну из самых дорогостоящих на планете.
Его успех становится ещё более впечатляющим, если мы примем во внимание, что ещё 12 лет назад до этого момента Джобса выгнали из компании, которую он сам помогал строить.
Джобс имел репутацию удивительного и вдохновляющего человека, но в то же время он был известен своей властностью, раздражительностью и нетерпением. Отношения между ним и советом директоров компании Apple в один момент стали настолько натянутыми, что группа директоров сняла с него все его главные властные полномочия, оставив его практически бессильным. Чувствуя себя преданным, Джобс покинул компанию и основал новую компанию под названием NeXT.
Что интересно, немало высокоранговых сотрудников компании Apple последовали за своим старым руководителем в его новую компанию. В те дни Джобс был дерзким 31-летним мультимиллионером, который практически всегда был убеждён в своей собственной правоте. Он был строгим и требовательным человеком, а его отношение к другим людям было нередко унизительным. Так почему же эта группа проницательных, сконцентрированных личностей оставили своё безопасное место и продолжили работать с ним?
Андреа Каннингем даёт нам подсказку, чтобы ответить на этот вопрос. Будучи PR-агентом Джобса, она помогла ему запустить Macintosh и продолжила работать с Джобсом в компаниях NeXT и Pixar. Я поговорил с Каннингем, чтобы выяснить, почему она так ценила работу со своим знаменитым бывшим руководителем.
Андреа Каннингем - стратегический маркетолог и эксперт по внешним связям, которая помогла начать производство Apple Macintosh в 1984. Она также основала компанию Cunningham Communication, Inc., ставшую широко известной как одна из лучших фирм по работе над связями с общественностью для высокотехнологичных компаний Кремниевой Долины в 1980-х и 1990-х. В скором времени она стала так известна, что на ее визитной карточке значилось просто "Энди"
«Я провела пять лет, близко работая со Стивом, и это было просто удивительно», - рассказала мне Каннингем. «Люди за пределами компании видели внешнюю сторону – вдохновляющие интервью и блестящие презентации. И хотя работа на него была достаточно строгим испытанием, для меня это было большой честью. Великие вещи в нашей жизни требуют жертв, но конечные результаты полностью их оправдывают».
«Каждый день Стиву удавалось затрагивать меня эмоционально удивлением, злостью и удовольствием одновременно. Он помог мне зайти так далеко, что я никогда бы даже подумать не могла».
Если вы хотя бы раз видели, как Джобс представляет свои продукты, то вы стали свидетелями этой способности в действии. Джобс прекрасно знал, как затронуть чувства своей аудитории. Покупатели хотели получить устройства Apple из-за того, какие чувства вызывала у них эта продукция.
Впрочем, критики утверждают, что успех Джобса был достигнул не благодаря, а вопреки неспособности Стива справляться с эмоциями – как со своими, так и с эмоциями других людей.
Так обладал ли Стив Джобс развитым эмоциональным интеллектом?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, нам необходимо понять ключевую концепцию эмоционального интеллекта.
Четыре способности
Чтобы в полной мере понимать концепцию эмоционального интеллекта, очень полезно разделить её на четыре основные способности.
Самосознание – это способность определять и понимать, как ваши собственные эмоции на вас влияют. Это означает умение определять, как эмоции влияют на ваши мысли и действия (и наоборот) и как ваши чувства могут помочь или препятствовать вам на пути к достижению ваших целей.
Самоуправление – это способность управлять эмоциями таким образом, чтобы они помогали вам завершать задачи, достигать целей или просто приносили выгоду. Этот навык включает в себя такое качество, как самоконтроль – способность контролировать ваши эмоциональные реакции.
Общественное сознание – это способность точно воспринимать чувства других людей и понимать, как эти чувства влияют на их поведение.
Управление взаимоотношениями – это способность получать максимум от ваших взаимоотношений с другими людьми. Этот пункт включает в себя способность влиять на других людей посредством коммуникации и поведения. Вместо того, чтобы заставлять других предпринимать какие-то действия, вы используете интуицию и убеждение, чтобы мотивировать их предпринять эти действия по собственному желанию.
Каждая из этих четырёх способностей взаимосвязана и естественным образом дополняет другие; так или иначе, одна способность не обязательно зависит от другой. У каждого человека от природы выделяются определённые аспекты каждой из четырёх способностей, а в других, наоборот, наблюдаются слабости. Например, вы можете прекрасно воспринимать свои собственные эмоции, но испытывать трудности в их управлении. Ключевой способ усилить ваш эмоциональный интеллект – это, в первую очередь, определить ваши личностные характеристики и склонности, а затем разработать стратегии, которые позволят максимизировать ваши сильные стороны и минимизировать слабые.
А что же со Стивом Джобсом?
Возвращаясь к нашему первоначальному вопросу: а обладал ли Стив Джобс развитым эмоциональным интеллектом?
Он, конечно же, находил способы мотивировать и вдохновлять многих людей работать с ним, не говоря уже о миллионах покупателей по всему миру – даже несмотря на языковые и культурные барьеры. Всё это – признаки исключительного общественного сознания, а также способности влиять на других людей, что является ключевым аспектом управления взаимоотношениями.
Но что же с коммуникативным стилем Джобса, который вызывал у многих людей злость и разочарование? Он стал широко известен своими эмоциональными перепадами и воспринимался многими, как высокомерный и самовлюблённый человек. Его манера общения приносила боль многим людям, включая его родственников и других близких Стиву людей. Джобс и сами нередко жаловался на недостаток самоконтроля. Когда его биограф Уолтер Айзексон спросил его, почему он иногда вёл себя так жестоко, Джобс ответил ему: «Это то, кто я есть, и вы не можете ожидать от меня того, что я буду другим».
Но Айзексон, который провёл огромное количество времени с Джобсом за два года, общаясь с более чем сотней его друзей-предпринимателей, родственников и коллег, считает иначе.
«Когда он приносил боль другим людям, это было вызвано вовсе не недостатком эмоционального сознания», - пишет Айзексон. «Наоборот: он мог оценивать людей, понимать их внутренние мысли и знал, как к ним относится, как их обольстить или принести им боль».
Стал бы Джобс что-либо менять, если бы у него появилась возможность вернуться во времени и повторить некоторые события снова? Невозможно точно ответить на этот вопрос. Но его история учит одному жизненно важному уроку: эмоциональный интеллект проявляет себя огромным количеством способов. В дополнение к решению о том, какие способности вы хотите развить, вам также следует принять решение, как вы будете их использовать.
Очень важно понимать, что «традиционные» интеллектуалы имеют другие личностные типы, что отличает их от людей с высоким эмоциональным интеллектом. Откровенные или хитрые, экстраверты или интроверты, сопереживающие или нет – ни одна из этих характеристик не влияет на ваш эмоциональный интеллект.
Развитие вашей эмоциональной сообразительности – это определение ваших естественных способностей, склонностей, сил и слабостей. Это означает, что вам нужно научиться понимать, управлять и максимизировать все характеристики, которые, по вашему мнению, влияют на ваши мысли, слова и действия (и наоборот), а также то, как эти слова и действия влияют на других людей.
Усердно работайте над своим эмоциональным интеллектом и применяйте его на практике – но никогда не делайте этого, жертвуя своими принципами. Вместо этого, лучше используйте свой моральный компас, чтобы правильно направить ваши усилия и позволить вашим ценностям и этике управлять вашим развитием.
Именно это и является лучшим видом эмоционального интеллекта: стремление культивировать мышление постоянного роста и использование ваших знаний таким образом, чтобы вы могли собой гордиться.
Justin Bariso, inc.com. Перевод: Артемий Кайдаш
Поделиться