В прошлый раз мы рассмотрели Социально-психологические стимулы , теперь остановимся на Социально-бытовых.
Используемые сокращения (по Герчикову)
- ПА - патриотический
- ХО - хозяйский
- ИН - инструментальный
- ПР -профессиональный
- ЛЮ - люмпенизированный
1 – социальные льготы, не предусмотренные ТК РФ
Соцпакет, охватывающий семью работника, дает ему понять, что руководство проявляет интерес к его жизни, и это побуждает его работать более эффективно.
Какие проблемы может решить
- Снижение лояльности работников по отношению к организации;
- Уменьшение инновационной активности сотрудников;
- Изменение требований работников к уровню вознаграждения;
- Высокая текучесть кадров;
- Снижение производительности труда;
- Потребность в персонале при перегретом рынке труда.
Условия применения
- Подбор кадров производится на рынке труда с высоким спросом на рабочую силу;
- Стратегия, нацеленная на то, чтобы стать «предпочтительным работодателем»;
- Точное определение потребностей сотрудников;
- Доверие между сотрудником и руководством;
- Наличие соцпакета играет важную роль в мотивационном профиле большинства сотрудников.
Условия, при которых использование не рекомендуется
- При низкой степени доверия к руководству может усилиться недовольство;
- Недостаточное количество или низкое качество услуг, предоставляемых в рамках соцпакета, может оказать демотивирующее влияние.
«+»
- Эффективный набор и удержание сотрудников на рынке с высоким спросом на рабочую силу;
- Может применяться по отношению к большинству сотрудников;
- Снижение расходов сотрудников;
- Решение семейных проблем сотрудников, что помогает сосредоточиться на работе.
«-»
- Неэффективен при преобладании в компании сотрудников, относящихся к инструментальному типу.
- Базовая - ПА
- Применима – ПР, ЛЮ
- Нейтральна – ИН, ХО
- Запрещена - нет
Примеры стимулов
- улучшение социально-бытовых условий на производстве (столовые, гардеробы, душевые, прачечные, комнаты отдыха и т. д.);
- различные виды страхования сотрудников и членов их семей;
- кредитование на выгодных условиях;
- скидки на путешествия;
- развитие корпоративного спорта и/или оплата занятий в фитнес-центре;
- скидки на производимую продукцию;
- продажа амортизационного ценного оборудования по льготным ценам (компьютеры, автомобили, мебель);
- возможность бесплатной консультации (юридическая помощь, консультации по вопросам IT для сотрудников, служба консультирования по вопросам карьеры для уволенных сотрудников);
- предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска по важным семейным обстоятельствам (рождение ребенка, бракосочетание, похороны родственников);
- бесплатная раздача сотрудникам, жены которых находятся на последнем месяце беременности, сотовых телефонов;
- оплата мобильной связи;
- предоставление служебного автомобиля;
- предоставление спецодежды.
а) жилье
В чем выражается
Различного рода программы, позволяющие сотрудникам решить их жилищные проблемы
Какие проблемы может решить
- Проблемы с подбором персонала в связи с трудными условиями труда или удаленностью предприятия.
Условия применения
- Действует для лучших сотрудников;
- Предварительно проводится мониторинг жилищных условий;
- Использование различного рода условий, призванных закрепить работника на предприятии.
«+»
- Долгосрочное удержание персонала;
- Решение кадровых вопросов в трудных условиях (небольшие заработные платы; удаленность предприятия, сложные климатические условия и т. д.)
«-»
- Дорого
Проблемы внедрения
- Неспособность руководителей низшего и среднего звена реализовать программу;
- Плохое понимание сотрудниками значимости предоставляемых льгот
На какие категории сотрудников влияет
- Провинциалы, перебравшиеся в крупные города;
- Гастарбайтеры;
- Лица с нерешенным жилищным вопросом;
- При заработной плате средней или выше среднего по рынку – на всех.
Примеры стимулов
- Выделение средств на собственное строительство жилья;
- Выделение средств на строительство на паевых условиях;
- Целевые ссуды на приобретение жилья;
- Предоставление служебного жилья;
- Оплата квартиры;
- Предоставление общежития.
б) медицинское обслуживание
В чем выражается
Предоставление медицинского обслуживания по разным схемам. Популярные сегодня медицинские программы (ДМС, диспансеризация и вакцинация) решают сразу несколько проблем: сокращают заболеваемость, способствуют предотвращению и раннему выявлению профессиональных заболеваний, повышают лояльность, так как подчеркивают заботу работодателя о работниках.
Какие проблемы может решить
- Большая заболеваемость среди работников;
- Возрастание количества конфликтных ситуаций между работниками и руководством.
Условия применения
- Правильно оцененная потребность персонала в дополнительной льготе;
- Неформальное проведение медицинских мероприятий (диспансеризация, профилактические осмотры);
- Неразглашение медицинской тайны (если другое не предусмотрено законом);
- Большинство сотрудников лица среднего и старшего возраста.
Условия, при которых использование не рекомендуется
- Формальный характер проведения медицинских мероприятий;
- Коллектив, преимущественно состоящий из молодых людей.
«+»
- Сокращение затрат на оплату больничных листов и мероприятия, связанные с отсутствием сотрудника на рабочем месте.
«-»
- Возможность того, что некоторые сотрудники «уйдут в болезнь» или начнут злоупотреблять предоставленными возможностями.
Проблемы внедрения
- Дорого;
- Трудоемко.
Примеры стимулов
- ДМС;
- Вакцинация от гриппа;
- Диспансеризация;
- Санаторно-курортное лечение сотрудников и членов их семей;
- Предоставление разовой материальной помощь на оздоровление во время ежегодного отпуска (при условии, что в течение года сотрудник ни разу не болел);
- Программы дородовой помощи;
- Стоматологическая страховка.
в) организация питания
В чем выражается
Организация питания на предприятии, его оплата или создание условий для питания.
Какие проблемы может решить
- Сокращение заболеваемости;
- Сокращение простоев из-за того, что сотрудники не успели прийти в офис с обеда
Условия применения
- Предоставление качественного питания;
- Умеренная стоимость/бесплатность
Условия, при которых использование не рекомендуется
- Отсутствие условий;
- Дороговизна
«+»
- Сокращение затрат на оплату больничных листов;
- Прекращение питания непосредственно на рабочем месте.
Проблемы внедрения
- Необходимо специальное помещение
Примеры стимулов
- Выделение средств на организацию питания на фирме;
- Выплата субсидий на питание;
- Организация места для питания (если его сотрудники приносят из дому)
г) организация обучения и воспитания детей
В чем выражается
Организация корпоративных детских учреждений и оказание комплекса услуг по обучению и воспитанию детей.
Условия применения
- Наличие достаточного количества детей у сотрудников.
«+»
- Способствует сплочению коллектива.
Проблемы внедрения
- Организационные трудности;
- Дорого
На какие категории сотрудников влияет
- На всех, у кого есть дети
Примеры стимулов
- Программы помощи кормящим матерям (комнаты матери и ребенка);
- Организация детских садов и яслей для детей сотрудников;
- Возможность приводить детей на работу, если они при этом не мешают или дневной уход за детьми на территории предприятия;
- Уход за детьми после школьных занятий;
- Создание корпоративных центров развития ребенка;
- Скидки на услуги по уходу за ребенком;
- Выделение средств на организацию школьного (колледжей) воспитания детей, внуков сотрудников фирмы;
- Стипендии для лучших учеников из числа детей сотрудников;
- Детские оздоровительные лагеря;
- Уход за больным детьми;
- Нерегулярная помощь по уходу за детьми;
- Новогодние подарки.
д) льготное пенсионное обеспечение
В чем выражается
Различные программы, позволяющие получать повышенную пенсию по окончании трудовой деятельности. В современных российских условиях (нестабильность пенсионной политики государства, инфляция) пенсионные программы не пользуются доверием у большинства граждан.
Какие проблемы может решить
- Текучесть кадров.
Условия применения
- Высокий уровень доверия сотрудников к менеджменту предприятия;
- Большое количество сотрудников среднего и предпенсионного возраста.
Условия, при которых использование не рекомендуется
- Большинство сотрудников младше 30 лет.
«+»
- Сильный эффект удержания;
- Обеспечение лояльности.
«-»
- Нет связи с результатами деятельности компании;
- Сложность и дороговизна разработки юридической базы программы;
- Не помогает удерживать молодежь
Проблемы внедрения
- Сложность, противоречивость и изменчивость юридической базы
Примеры стимулов
- Дополнительные выплаты при выходе на пенсию;
- Дополнительное пенсионное страхование
е) транспортная доступность
В чем выражается
Возможность с минимумом проблем и достаточно быстро добраться до рабочего места.
Какие проблемы может решить
- Проблемы с подбором персонала в связи с трудными условиями труда или удаленностью предприятия;
- Простои, опоздания в связи с транспортными трудностями
«+»
- Помогает подбору персонала организаций и предприятий, расположенных в труднодоступных местах.
Проблемы внедрения
- Дороговизна;
- Организационные трудности
Примеры стимулов
- Оплата транспортных расходов;
- Оплата страхования машины;
- Бесплатное/со скидкой техническое обслуживание автомобиля;
- Корпоративный транспорт с полным обслуживанием (транспорт с водителем руководящему персоналу);
- Организация корпоративного транспорта (при плохой транспортной доступности предприятия);
- Организация доставки работников, трудящихся в ночную смену;
- Перенос офисов в места, куда возможно добраться, преодолевая меньшее количество пробок.
ж) предоставление бытовых услуг
В чем выражается
Предоставление различного рода услуг с целью решения бытовых трудностей работников.
Какие проблемы может решить
- Простои, опоздания, неэффективное использование рабочего времени;
- Низкая производительность труда;
- Недовольство персонала высокой загруженностью
Условия применения
- Должны предоставляться за умеренную плату или бесплатно
«+»
- Позволяет работникам полностью сосредоточиться на выполнении трудовых обязанностей без ущерба для организации повседневной жизни.
«-»
Проблемы внедрения
- Трудности с определением потребностей персонала;
- Слишком разнородные потребности персонала
Примеры стимулов
- Химчистка одежды;
- Помощники для домашней работы;
- Мойка и техническое обслуживание автомобилей, мобильный шиномонтаж;
- Магазин товаров повседневного спроса при компании;
- Информация о развлекательных мероприятиях и продажа билетов;
- Скидки на бытовые услуги;
- Совместные покупки;
- Обеды и закуски навынос.
2 – подарки на праздники и к дням рождения и юбилеям
Условия применения
- В связи с возможностью принятия произвольных решений важно, чтобы основания для поощрения были выражены явно;
- Унифицированный характер для всех сотрудников или дифференциация, но только по должностям;
- Усиливает ценность неформальный характер подарка: личная подпись на нем Генерального директора, выгравированное на нем имя сотрудника;
- Подарок должен быть чем-то запоминающимся, в идеале он должен храниться в семье получателя как ценная реликвия.
Условия, при которых использование не рекомендуется
- При низкой степени доверия к руководству может усилиться недовольство;
- Использование в качестве подарка неподходящих предметов (слишком дешевых; не отвечающих потребностям сотрудников; уцененный товар, который производит/продает фирма и т. д.);
- Необходимость платить налоги за подарки (подобные выплаты работодатель должен брать на себя).
«+»
- Поощрение, которое будет постоянно «напоминать» о себе
Проблемы внедрения
- Формальный характер, не учитывающий особенности и пристрастия сотрудника;
- Необходимо тщательно продумывать, кому и какой подарок будет уместен
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая - ПА
- Применима – ИН, ПР, ЛЮ
- Нейтральна – ХО
- Запрещена - нет
Примеры стимулов
- Сувениры;
- Книги;
- Букет цветов (с доставкой в офис или на дом);
- Корзина фруктов или сладостей (с доставкой в офис или на дом);
- Бутылка вина или шампанского;
- Билеты в театр, кино, на концерт или спортивное мероприятие;
- Купоны на посещение ресторана, массажного кабинета и т. д.;
- Подарочные сертификаты на покупки;
- Сертификаты на дни впечатлений;
- Подарки по каталогу на основе заработанного количества очков;
- Поездка куда-либо на двоих;
- Выходные в отеле на двоих.
3 – гибкие социальные выплаты (большие или непредусмотренные законодательством)
В чем выражается
Компания осуществляет социальные выплаты в случаях, непредусмотренных законом или существенно выше предусмотренных законом.
Какие проблемы может решить
- Изменение требований работников к уровню вознаграждения;
- Неблагоприятная ситуация на рынке труда;
- Высокая текучесть кадров
«+»
- Формируется имидж компании как хорошего работодателя.
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая - ИН
- Применима – ПР, ХО
- Нейтральна – ПА, ЛЮ
- Запрещена - нет
Примеры стимулов
- Пособия при сокращении штатов выше предусмотренных законом;
- Компенсации за выслугу лет;
- Надбавки к пенсиям;
- Повышенный размер выплат по больничным листам, отпускных и так далее.
4 – «Золотые парашюты»
В чем выражается
Выплаты и льготы, предназначенные для высших управляющих.
Какие проблемы может решить
- Изменение требований работников к уровню вознаграждения;
- Высокая текучесть среди управленцев и трудности с их подбором
Условия применения
- В связи с возможностью принятия произвольных решений важно, чтобы основания для поощрения были выражены явно.
Условия, при которых использование не рекомендуется
- При низкой степени доверия к руководству может усилиться недовольство
Проблемы внедрения
На какие категории сотрудников влияет
- Базовая – ИН, ПР
- Применима - ХО
- Нейтральна – ПА
- Запрещена - ЛЮ
Примеры стимулов
- Компенсации перехода на службу из других компаний;
- Компенсации расходов, связанных с переездом, продажей, покупкой квартир, недвижимости;
- Трудоустройство жены (мужа);
- Премии и другие выплаты (в связи с уходом на пенсию или увольнением);
- Дополнительный оклад, премии.
На этом я заканчиваю эту серию публикаций. До новых встреч :)
Антипина Валентина
Поделиться