Методические рекомендации по внедрению нематериального стимулирования: Социально-бытовые

В прошлый раз мы рассмотрели Социально-психологические стимулы , теперь остановимся на Социально-бытовых.

Используемые сокращения (по Герчикову)

  • ПА - патриотический
  • ХО - хозяйский
  • ИН - инструментальный
  • ПР -профессиональный
  • ЛЮ - люмпенизированный

1 – социальные льготы, не предусмотренные ТК РФ

Соцпакет, охватывающий семью работника, дает ему понять, что руководство проявляет интерес к его жизни, и это побуждает его работать более эффективно.

Какие проблемы может решить

  • Снижение лояльности работников по отношению к организации;
  • Уменьшение инновационной активности сотрудников;
  • Изменение требований работников к уровню вознаграждения;
  • Высокая текучесть кадров;
  • Снижение производительности труда;
  • Потребность в персонале при перегретом рынке труда.

Условия применения

  • Подбор кадров производится на рынке труда с высоким спросом на рабочую силу;
  • Стратегия, нацеленная на то, чтобы стать «предпочтительным работодателем»;
    • Точное определение потребностей сотрудников;
    • Доверие между сотрудником и руководством;
    • Наличие соцпакета играет важную роль в мотивационном профиле большинства сотрудников.

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • При низкой степени доверия к руководству может усилиться недовольство;
  • Недостаточное количество или низкое качество услуг, предоставляемых в рамках соцпакета, может оказать демотивирующее влияние.

«+»

  • Эффективный набор и удержание сотрудников на рынке с высоким спросом на рабочую силу;
  • Может применяться по отношению к большинству сотрудников;
  • Снижение расходов сотрудников;
  • Решение семейных проблем сотрудников, что помогает сосредоточиться на работе.

 

«-»

  • Неэффективен при преобладании в компании сотрудников, относящихся к инструментальному типу.

 

  • Базовая - ПА
  • Применима – ПР, ЛЮ
  • Нейтральна – ИН, ХО
  • Запрещена - нет

Примеры стимулов

  • улучшение социально-бытовых условий на производстве (столовые, гардеробы, душевые, прачечные, комнаты отдыха и т. д.);
  • различные виды страхования сотрудников и  членов их семей;
  • кредитование на выгодных условиях;
  • скидки на путешествия;
  • развитие корпоративного спорта и/или оплата занятий в фитнес-центре;
  • скидки на производимую продукцию;
  • продажа амортизационного ценного оборудования по льготным ценам (компьютеры, автомобили, мебель);
  • возможность бесплатной консультации (юридическая помощь, консультации по вопросам IT для сотрудников, служба консультирования по вопросам карьеры для уволенных сотрудников);
  • предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска по важным семейным обстоятельствам (рождение ребенка, бракосочетание, похороны родственников);
  • бесплатная раздача сотрудникам, жены которых находятся на последнем месяце беременности, сотовых телефонов;
  • оплата мобильной связи;
  • предоставление служебного автомобиля;
  • предоставление спецодежды.

а) жилье

В чем выражается

Различного рода программы, позволяющие сотрудникам решить их жилищные проблемы

Какие проблемы может решить

  • Проблемы с подбором персонала в связи с трудными условиями труда или удаленностью предприятия.

Условия применения

  • Действует для лучших сотрудников;
  • Предварительно проводится мониторинг жилищных условий;
  • Использование различного рода условий, призванных закрепить работника на предприятии.

«+»

  • Долгосрочное удержание персонала;
  • Решение кадровых вопросов в трудных условиях (небольшие заработные платы; удаленность предприятия, сложные климатические условия и т. д.)

«-»

  • Дорого

Проблемы внедрения

  • Неспособность руководителей низшего и среднего звена реализовать программу;
  • Плохое понимание сотрудниками значимости предоставляемых льгот

На какие категории сотрудников влияет

  • Провинциалы, перебравшиеся в крупные города;
  • Гастарбайтеры;
  • Лица с нерешенным жилищным вопросом;
  • При заработной плате средней или выше среднего по рынку – на всех.

Примеры стимулов

  • Выделение средств на собственное строительство жилья;
  • Выделение средств на строительство на паевых условиях;
  • Целевые ссуды на  приобретение жилья;
  • Предоставление служебного жилья;
  • Оплата квартиры;
  • Предоставление общежития.

б) медицинское обслуживание

В чем выражается

Предоставление медицинского обслуживания по разным схемам. Популярные сегодня медицинские программы (ДМС, диспансеризация и вакцинация) решают сразу несколько  проблем: сокращают заболеваемость, способствуют предотвращению и раннему выявлению профессиональных заболеваний, повышают лояльность, так как подчеркивают заботу работодателя о работниках.

Какие проблемы может решить

  • Большая заболеваемость среди работников;
  • Возрастание количества конфликтных ситуаций между работниками и руководством.

Условия применения

  • Правильно оцененная потребность персонала в дополнительной льготе;
  • Неформальное проведение медицинских мероприятий (диспансеризация, профилактические осмотры);
  • Неразглашение медицинской тайны (если другое не предусмотрено законом);
  • Большинство сотрудников лица среднего и старшего возраста.

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • Формальный характер проведения медицинских мероприятий;
  • Коллектив, преимущественно состоящий из молодых людей.

«+»

  • Сокращение затрат на оплату больничных листов и мероприятия, связанные с отсутствием сотрудника на рабочем месте.

«-»

  • Возможность того, что некоторые сотрудники «уйдут в болезнь» или начнут злоупотреблять предоставленными возможностями.

Проблемы внедрения

  • Дорого;
  • Трудоемко.

Примеры стимулов

  • ДМС;
  • Вакцинация от гриппа;
  • Диспансеризация;
  • Санаторно-курортное лечение сотрудников и членов их семей;
  • Предоставление разовой материальной помощь на оздоровление во время ежегодного отпуска (при условии, что в течение года сотрудник ни разу не болел);
  • Программы дородовой помощи;
  • Стоматологическая страховка.

в) организация питания

В чем выражается

Организация питания на предприятии, его оплата или создание условий для питания.

Какие проблемы может решить

  • Сокращение заболеваемости;
  • Сокращение простоев из-за того, что сотрудники не успели прийти в офис с обеда

Условия применения

  • Предоставление качественного питания;
  • Умеренная стоимость/бесплатность

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • Отсутствие условий;
  • Дороговизна

«+»

  • Сокращение затрат на оплату больничных листов;
  • Прекращение питания непосредственно на рабочем месте.

Проблемы внедрения

  • Необходимо специальное помещение

Примеры стимулов

  • Выделение средств на организацию питания на фирме;
  • Выплата субсидий на питание;
  • Организация места для питания (если его сотрудники приносят из дому)

г) организация обучения и воспитания детей

В чем выражается

Организация корпоративных детских учреждений и оказание комплекса услуг по обучению и воспитанию детей.

Условия применения

  • Наличие достаточного количества детей у сотрудников.

«+»

  • Способствует сплочению коллектива.

Проблемы внедрения

  • Организационные трудности;
  • Дорого

На какие категории сотрудников влияет

  • На всех, у кого есть дети

Примеры стимулов

  • Программы помощи кормящим матерям (комнаты матери и ребенка);
  • Организация детских садов и яслей для детей сотрудников;
  • Возможность приводить детей на работу, если они при этом не мешают или дневной уход за детьми на территории предприятия;
  • Уход за детьми после школьных занятий;
  • Создание корпоративных центров развития ребенка;
  • Скидки на услуги по уходу за ребенком;
  • Выделение средств на организацию  школьного (колледжей) воспитания детей, внуков сотрудников фирмы;
  • Стипендии для лучших учеников из числа детей сотрудников;
  • Детские оздоровительные лагеря;
  • Уход за больным детьми;
  • Нерегулярная помощь по уходу за детьми;
  • Новогодние подарки.

д) льготное пенсионное обеспечение

В чем выражается

Различные программы, позволяющие получать повышенную пенсию по окончании трудовой деятельности. В современных российских условиях (нестабильность пенсионной политики государства, инфляция) пенсионные программы не пользуются доверием у большинства граждан.

Какие проблемы может решить

  • Текучесть кадров.

Условия применения

  • Высокий уровень доверия сотрудников к менеджменту предприятия;
  • Большое количество сотрудников среднего и предпенсионного возраста.

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • Большинство сотрудников младше 30 лет.

«+»

  • Сильный эффект удержания;
  • Обеспечение лояльности.

«-»

  • Нет связи с результатами деятельности компании;
  • Сложность и дороговизна разработки юридической базы программы;
  • Не помогает удерживать молодежь

Проблемы внедрения

  • Сложность, противоречивость и изменчивость юридической базы

Примеры стимулов

  • Дополнительные выплаты при выходе на пенсию;
  • Дополнительное пенсионное страхование

е) транспортная доступность

В чем выражается

Возможность с минимумом проблем и достаточно быстро добраться до рабочего места.

Какие проблемы может решить

  • Проблемы с подбором персонала в связи с трудными условиями труда или удаленностью предприятия;
  • Простои, опоздания в связи с транспортными трудностями

 «+»

  • Помогает подбору персонала организаций и предприятий, расположенных в труднодоступных местах.

Проблемы внедрения

  • Дороговизна;
  • Организационные трудности

Примеры стимулов

  • Оплата транспортных расходов;
  • Оплата страхования машины;
  • Бесплатное/со скидкой техническое обслуживание автомобиля;
  • Корпоративный транспорт с полным обслуживанием (транспорт с водителем руководящему персоналу);
  • Организация корпоративного транспорта (при плохой транспортной доступности предприятия);
  • Организация доставки работников, трудящихся в ночную смену;
  • Перенос офисов в места, куда возможно добраться, преодолевая меньшее количество пробок.

ж) предоставление бытовых услуг

В чем выражается

Предоставление различного рода услуг с целью решения бытовых трудностей работников.

Какие проблемы может решить

  • Простои, опоздания, неэффективное использование рабочего времени;
  • Низкая производительность труда;
  • Недовольство персонала высокой загруженностью

Условия применения

  • Должны предоставляться за умеренную плату или бесплатно

«+»

  • Позволяет работникам полностью сосредоточиться на выполнении трудовых обязанностей без ущерба для организации повседневной жизни.

«-»

Проблемы внедрения

  • Трудности с определением потребностей персонала;
  • Слишком разнородные потребности персонала

Примеры стимулов

  • Химчистка одежды;
  • Помощники для домашней работы;
  • Мойка и техническое обслуживание автомобилей, мобильный шиномонтаж;
  • Магазин товаров повседневного спроса при компании;
  • Информация о развлекательных мероприятиях и продажа билетов;
  • Скидки на бытовые услуги;
  • Совместные покупки;
  • Обеды и закуски навынос.

2 – подарки на праздники и к дням рождения и юбилеям

Условия применения

  • В связи с возможностью принятия произвольных решений важно, чтобы основания для поощрения были выражены явно;
  • Унифицированный характер для всех сотрудников или дифференциация, но только по должностям;
  • Усиливает ценность неформальный характер подарка: личная подпись на нем Генерального директора, выгравированное на нем имя сотрудника;
  • Подарок должен быть чем-то запоминающимся, в идеале он должен храниться в семье получателя как ценная реликвия.

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • При низкой степени доверия к руководству может усилиться недовольство;
  • Использование в качестве подарка неподходящих предметов (слишком дешевых; не отвечающих потребностям сотрудников; уцененный товар, который производит/продает фирма и т. д.);
  • Необходимость платить налоги за подарки (подобные выплаты работодатель должен брать на себя).

«+»

  • Поощрение, которое будет постоянно «напоминать» о себе

Проблемы внедрения

  • Формальный характер, не учитывающий особенности и пристрастия сотрудника;
  • Необходимо тщательно продумывать, кому и какой подарок будет уместен

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая - ПА
  • Применима – ИН, ПР, ЛЮ
  • Нейтральна –  ХО
  • Запрещена - нет

Примеры стимулов

  • Сувениры;
  • Книги;
  • Букет цветов (с доставкой в офис или на дом);
  • Корзина фруктов или сладостей (с доставкой в офис или на дом);
  • Бутылка вина или шампанского;
  • Билеты в театр, кино, на концерт или спортивное мероприятие;
  • Купоны на посещение ресторана, массажного кабинета и т. д.;
  • Подарочные сертификаты на покупки;
  • Сертификаты на дни впечатлений;
  • Подарки по каталогу на основе заработанного количества очков;
  • Поездка куда-либо на двоих;
  • Выходные в отеле на двоих.

3 – гибкие социальные выплаты (большие или непредусмотренные законодательством)

В чем выражается

Компания осуществляет социальные выплаты в случаях, непредусмотренных законом или существенно выше предусмотренных законом.

Какие проблемы может решить

  • Изменение требований работников к уровню вознаграждения;
  • Неблагоприятная ситуация на рынке труда;
  • Высокая текучесть кадров

«+»

  • Формируется имидж компании как хорошего работодателя.

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая - ИН
  • Применима – ПР, ХО
  • Нейтральна – ПА, ЛЮ
  • Запрещена - нет

Примеры стимулов

  • Пособия при сокращении штатов выше предусмотренных законом;
  • Компенсации за выслугу лет;
  • Надбавки к пенсиям;
  • Повышенный размер выплат по больничным листам, отпускных и так далее.

4 – «Золотые парашюты»

В чем выражается

Выплаты и льготы, предназначенные для высших управляющих.

Какие проблемы может решить

  • Изменение требований работников к уровню вознаграждения;
  • Высокая текучесть среди управленцев и трудности с их подбором

Условия применения

  • В связи с возможностью принятия произвольных решений важно, чтобы основания для поощрения были выражены явно.

 

Условия, при которых использование не рекомендуется

  • При низкой степени доверия к руководству может усилиться недовольство

Проблемы внедрения

На какие категории сотрудников влияет

  • Базовая – ИН, ПР
  • Применима - ХО
  • Нейтральна –  ПА
  • Запрещена - ЛЮ

Примеры стимулов

  • Компенсации перехода на службу из других компаний;
  • Компенсации расходов, связанных с переездом, продажей, покупкой квартир, недвижимости;
  • Трудоустройство жены (мужа);
  • Премии и другие выплаты (в связи с уходом на пенсию или увольнением);
  • Дополнительный оклад, премии.

На этом я заканчиваю эту серию публикаций. До новых встреч :)

Антипина Валентина

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1