В статье А.В. Петровского и В.А. Петровского предлагается подход к построению теории теорий в психологии, опирающийся на категориальную систему, структурирующую психосферу. Авторы утверждают, что посредством историзма психологического анализа историк психологии может стать разработчиком теоретической психологии.
Принцип открытости категориального строя: исследователи предлагают расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, фигурирующих в психологии, формируя новые диады: базисная категория - метапсихологическая категория.
Соотношение категорий:
- Базисные категории: образ, мотив, переживание, действие, взаимоотношения (интеракция), субъект, ситуация.
- Метапсихологические категории: сознание, ценность, чувство, деятельность, общение, Я, предметность.
Логика восхождения к метапсихологическим категориям:
- Каждая метапсихологическая категория раскрывает базисную категорию через ее соотношение с другими базисными категориями, выявляя системное качество.
- Метафорически, базисная категория подобна части голограммы, а метапсихологическая - целой голограмме.
Категориальное ядро и оформляющие категории:
- Категориальное ядро: базисная категория, функционирующая как логический субъект в метапсихологической категории.
- Оформляющие категории: категории, которые конкретизируют и формируют метапсихологическую категорию.
Пример соотнесения:
- Образ о сознание: Сознание трактуется не просто как образ, а как целостный образ действительности, реализующий мотивы, отношения, переживания субъекта.
- Мотив о ценность: Ценность не просто мотив, а мотив, характеризуемый определенным местом в системе самоотношений субъекта, выступающий как определяющая характеристика его существования.
- Переживание о чувство: Чувство - это событийное переживание, обусловленное образом, мотивом, действием и отношениями субъекта.
- Действие о деятельность: Деятельность - целостное, самоценное действие, имеющее коллективный характер.
- Взаимоотношения (интеракция) о общение: Общение - это диада интеракция - общение, где люди относятся друг к другу, реализуя индивидуальные цели и формируя взаимоотношения.
- Субъект о Я: Я - идея самобытия, включающая в себя образ и переживание себя в системе взаимоотношений с другими.
Пять уровней категорий:
- Биологические: организм, нужда, метаболизм, сигнал, избирательность, синергия, среда.
- Протопсихологические: существо, потребность, рефлекс, ощущение, аффективность, сосуществование, поле.
- Базисные психологические: субъект, мотив, действие, образ, переживание, интеракция, ситуация.
- Метапсихологические: Я, ценность, деятельность, сознание, чувство, общение, предметность.
- Экстрапсихологические: личность, идеал, свобода, разум, смысл, сопричастность, мир.
Плеяды (строки) и кластеры (столбцы):
Плеяды:
- Биологические: характеризуются объективным изучением извне.
- Протопсихологические: ноумены, умопостигаемые сущности, доступные только косвенному изучению.
- Базисные психологические: феномены, доступные интроспекции.
- Метапсихологические: идеи, творящие свой объект.
- Экстрапсихологические: категории-контроверзы, создающие трудности для исследователя.
Кластеры:
- Субстанциональность: организм, существо, субъект, Я, личность.
- Направленность (телеология): нужда, потребность, мотив, ценность, идеал.
- Активность: метаболизм, рефлекс, действие, деятельность, свобода.
- Когнитивность (идеальность): сигнал, ощущение, образ, сознание, разум.
- Пристрастность (значимость): избирательность, аффективность, переживание, чувство, смысл.
- Событийность (социальность): синергия, сосуществование, интеракция, общение, сопричастность.
- Действительность: среда, поле, ситуация, предметность, мир.
Механизмы системообразования:
- Горизонтальное сопряжение: системные качества категорий одного уровня, их взаимообусловленность.
- Вертикальное сопряжение: восхождение от абстрактного к конкретному, преформизм, ядерные и оформляющие категории.
Выводы:
- Теоретическая психология нуждается в категориальном подходе, который поможет преодолеть исторический кризис науки, о котором писал Л.С. Выготский.
- Категориальная система психологии - динамический инструмент, способный охватить и отразить психический мир человека.
- Теория теорий должна быть инструментом интеграции и развития частных психологических исследований, а не поиском единой, всеобъемлющей теории.
- Категориальный подход к психологии, с его акцентом на взаимосвязях между категориями, открывает новые перспективы для исследований и понимания человеческой психики.
Важно отметить:
- Предложенная категориальная система не является окончательной и требует дальнейшего уточнения.
- Необходимо провести более глубокое исследование взаимосвязей между категориями и конкретизировать их эмпирическое наполнение.
- Категориальный подход имеет потенциал для развития не только теоретической, но и практической психологии, включая вопросы патогенеза личности.
Поделиться