Категориальная система психологии: опыт построения теории теорий

В статье А.В. Петровского и В.А. Петровского предлагается подход к построению теории теорий в психологии, опирающийся на категориальную систему, структурирующую психосферу. Авторы утверждают, что посредством историзма психологического анализа историк психологии может стать разработчиком теоретической психологии.

Принцип открытости категориального строя: исследователи предлагают расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, фигурирующих в психологии, формируя новые диады: базисная категория - метапсихологическая категория.

Соотношение категорий:

  • Базисные категории: образ, мотив, переживание, действие, взаимоотношения (интеракция), субъект, ситуация.
  • Метапсихологические категории: сознание, ценность, чувство, деятельность, общение, Я, предметность.

Логика восхождения к метапсихологическим категориям:

  • Каждая метапсихологическая категория раскрывает базисную категорию через ее соотношение с другими базисными категориями, выявляя системное качество.
  • Метафорически, базисная категория подобна части голограммы, а метапсихологическая - целой голограмме.

Категориальное ядро и оформляющие категории:

  • Категориальное ядро: базисная категория, функционирующая как логический субъект в метапсихологической категории.
  • Оформляющие категории: категории, которые конкретизируют и формируют метапсихологическую категорию.

Пример соотнесения:

  • Образ о сознание: Сознание трактуется не просто как образ, а как целостный образ действительности, реализующий мотивы, отношения, переживания субъекта.
  • Мотив о ценность: Ценность не просто мотив, а мотив, характеризуемый определенным местом в системе самоотношений субъекта, выступающий как определяющая характеристика его существования.
  • Переживание о чувство: Чувство - это событийное переживание, обусловленное образом, мотивом, действием и отношениями субъекта.
  • Действие о деятельность: Деятельность - целостное, самоценное действие, имеющее коллективный характер.
  • Взаимоотношения (интеракция) о общение: Общение - это диада интеракция - общение, где люди относятся друг к другу, реализуя индивидуальные цели и формируя взаимоотношения.
  • Субъект о Я: Я - идея самобытия, включающая в себя образ и переживание себя в системе взаимоотношений с другими.

Пять уровней категорий:

  1. Биологические: организм, нужда, метаболизм, сигнал, избирательность, синергия, среда.
  2. Протопсихологические: существо, потребность, рефлекс, ощущение, аффективность, сосуществование, поле.
  3. Базисные психологические: субъект, мотив, действие, образ, переживание, интеракция, ситуация.
  4. Метапсихологические: Я, ценность, деятельность, сознание, чувство, общение, предметность.
  5. Экстрапсихологические: личность, идеал, свобода, разум, смысл, сопричастность, мир.

Плеяды (строки) и кластеры (столбцы):

Плеяды:

  • Биологические: характеризуются объективным изучением извне.
  • Протопсихологические: ноумены, умопостигаемые сущности, доступные только косвенному изучению.
  • Базисные психологические: феномены, доступные интроспекции.
  • Метапсихологические: идеи, творящие свой объект.
  • Экстрапсихологические: категории-контроверзы, создающие трудности для исследователя.

Кластеры:

  • Субстанциональность: организм, существо, субъект, Я, личность.
  • Направленность (телеология): нужда, потребность, мотив, ценность, идеал.
  • Активность: метаболизм, рефлекс, действие, деятельность, свобода.
  • Когнитивность (идеальность): сигнал, ощущение, образ, сознание, разум.
  • Пристрастность (значимость): избирательность, аффективность, переживание, чувство, смысл.
  • Событийность (социальность): синергия, сосуществование, интеракция, общение, сопричастность.
  • Действительность: среда, поле, ситуация, предметность, мир.

Механизмы системообразования:

  • Горизонтальное сопряжение: системные качества категорий одного уровня, их взаимообусловленность.
  • Вертикальное сопряжение: восхождение от абстрактного к конкретному, преформизм, ядерные и оформляющие категории.

Выводы:

  • Теоретическая психология нуждается в категориальном подходе, который поможет преодолеть исторический кризис науки, о котором писал Л.С. Выготский.
  • Категориальная система психологии - динамический инструмент, способный охватить и отразить психический мир человека.
  • Теория теорий должна быть инструментом интеграции и развития частных психологических исследований, а не поиском единой, всеобъемлющей теории.
  • Категориальный подход к психологии, с его акцентом на взаимосвязях между категориями, открывает новые перспективы для исследований и понимания человеческой психики.

Важно отметить:

  • Предложенная категориальная система не является окончательной и требует дальнейшего уточнения.
  • Необходимо провести более глубокое исследование взаимосвязей между категориями и конкретизировать их эмпирическое наполнение.
  • Категориальный подход имеет потенциал для развития не только теоретической, но и практической психологии, включая вопросы патогенеза личности.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться