Как набирать массовый персонал в 2022 году. Опыт «Пятёрочки»

Сегодня ситуация в массовом сегменте рынка труда остается непростой: компании из самых разных отраслей ритейла открыто заявляют о нехватке сотрудников и сложностях при найме. Этому есть ряд понятных причин: последствия пандемии, низкая рождаемость 90-х годов и высокая конкуренция на рынке труда. За линейных сотрудников спорят разные индустрии: ритейл, девелопмент, ЖКХ, e-commerce, HoReCa, грузовые перевозки и т. д.

Как крупные ритейлеры решают эту проблему? 10 декабря на встрече с журналистами ведущих изданий HRD торговой сети «Пятёрочка» Лариса Бодягина поделилась актуальными решениями по найму массового персонала.

Во-первых, важно соответствовать тенденциям рынка труда: более короткие смены и возможность их гибкого планирования. В «Пятёрочке» сейчас действует пилотный проект по внедрению интеллектуальной системы управления персоналом WFM. Эта система оптимально рассчитывает нагрузку, составляет графики и планирует смены — ожидается, что это снизит трудозатраты сотрудников примерно на полтора часа ежедневно. С системой интегрирован еще один инструмент — «Биржа смен»: он позволяет сотрудникам брать подработку в удобное для них время. Доплата за подработку становится понятной и прозрачной для сотрудника, а работодателю дает возможность отслеживать часы переработки в рамках ТК РФ.

Среди других заметных трендов можно назвать работу с самозанятыми: сейчас в пилотном режиме «Пятёрочка» пробует такой формат в Подмосковье, Воронеже и Санкт-Петербурге. Эта тенденция напрямую связана с двумя перечисленными выше: как правило, самозанятым важны гибкий график и короткая смена, и компания готова это предоставлять.

Чтобы нанимать тысячи сотрудников, важно уметь коммуницировать и учитывать предпочтения самых разных аудиторий: студентов, пенсионеров, женщин в декрете, людей с ограниченными возможностями. «Пятёрочка» активно работает в этом направлении. Студентов привлекает возможность развития внутри компании – летом торговая сеть запустила программу дуального обучения с Подольским колледжем, для студентов и выпускников есть оплачиваемые стажировки в рознице, где за полгода можно дорасти до директора магазина. Также компания дает возможность трудоустройства людям старше 55 лет и тем, кто находится в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, совместно с Всероссийским обществом глухих «Пятёрочка» запустила в Москве и Подмосковье проект по трудоустройству людей с нарушением слуха – им предлагаются позиции сборщиков заказов.

При этом есть и тренды, которые вообще никак не зависят от конкретной аудитории и других обстоятельств. Например, льготный пакет важен всегда: в «Пятёрочке» это телемедицина для всех линейных сотрудников, скидки в магазинах сети, компенсация путевок в детские лагеря, ДМС для ряда должностей, подарки детям на Новый год и так далее.

Все эти меры влияют на текучесть кадров: за три последних года она снизилась более чем вдвое. А вот вовлеченность и лояльность сотрудников «Пятёрочки» имеют обратную тенденцию: согласно внутреннему опросу этого года, показатель вовлеченности сотрудников вырос на 5% относительно предыдущего периода, а средняя оценка сотрудниками своих руководителей составила 8,9 балла из 10.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1