Компания, как и любой организм, функционирует по определенным правилам. Эти правила определяют поведение системы в целом и действия людей, составляющих ее. Набор таких правил, направленный на достижение определенных целей, составляет политику организации по отношению к финансам, партнерам, конкурентам и т.д. Данная статья посвящена кадровой политике - политике организации по отношению к своим сотрудникам.
Кадровая политика как часть общей стратегии организации
Сотрудники организации – ее главная производительная сила, от рационального использования которой во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности. Эффективность производства напрямую зависит от квалификации работников, их профессиональной подготовки и деловых качеств.
Высокий спрос на квалифицированных специалистов порождает острую конкуренцию между работодателями. Однако мало просто привлечь профессионалов, их нужно суметь удержать.
Все чаще важнейшим критерием финансового успеха становится политика в отношении персонала, способствующая привлечению и удержанию квалифицированных работников. Сегодня людям важен не только достойный уровень заработной платы, но и ощущение принадлежности к динамично развивающейся, этичной, социально ответственной компании, имеющей хорошую репутацию на рынке.
Грамотная кадровая политика позволяет создавать благоприятные условия труда, обеспечивает возможность карьерного роста и чувство уверенности в будущем.
Определение кадровой политики:
Кадровая политика – это совокупность правил, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с персоналом. Четкое следование этим правилам:
- Формирует и упорядочивает требования к нанимаемым сотрудникам;
- Определяет необходимый уровень образования и специальной подготовки для выполнения конкретной работы;
- Воспитывает определенное отношение к инвестированию в персонал;
- Учит распределять и целенаправленно воздействовать на рабочую силу;
- Способствует стабилизации коллектива (по крайней мере, его большей части);
- Определяет отношение к развитию и обучению персонала, внутренней ротации.
Кадровая политика разрабатывается с учетом внутренних ресурсов, интересов всех категорий работников, традиций организации и факторов внешней среды. Она является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития.
Основные цели кадровой политики:
- Обеспечение оптимального соотношения процессов обновления и сохранения численного и качественного состава сотрудников;
- Развитие сотрудников в соответствии с потребностями организации;
- Соответствие требованиям законодательства и состоянию рынка труда.
Типы кадровой политики
Существуют разные стратегии управления персоналом в организациях.
Классификация по способу реализации стратегии:
- Пассивная: Отсутствует четкая программа действий в отношении персонала. Не проводится работа по прогнозированию кадровой ситуации, отсутствует стратегия развития персонала. Руководство реагирует на конфликтные ситуации экстренно, не пытаясь понять и устранить причины недовольства сотрудников.
- Активная: Руководство имеет прогноз развития ситуации и средства воздействия на нее. Разрабатываются антикризисные кадровые программы, проводится мониторинг ситуации, программы корректируются в соответствии с внешней и внутренней средой.
- Рациональная: Руководство имеет качественный диагноз и обоснованный прогноз развития ситуации, а также средства влияния на нее.
- Авантюристическая: Планируются кадровые мероприятия, ориентированные на достижение важных целей, несмотря на отсутствие средств прогнозирования кадровой ситуации.
- Реактивная: Система мер по контролю признаков сложившейся кризисной ситуации и локализации кризиса. Используется в организациях, переживающих трудные времена, когда все средства направляются на устранение конфликтов и ликвидацию кадровых проблем.
- Превентивная: Прогноз развития ситуации имеется, но отсутствуют средства (в том числе финансовые) влияния на нее.
Классификация по ориентиру на персонал:
- Открытая: Максимальное привлечение нового персонала, прозрачность для потенциальных работников. На вакансии любого уровня рассматриваются кандидаты извне, что затрудняет карьерный рост для имеющихся сотрудников.
- Закрытая: Максимальная интеграция сотрудников, прикрепление их к организации. Формирование традиций, норм, корпоративного духа. Прием новичков преимущественно на низовые должности, должности более высокого уровня замещаются из числа сотрудников организации.
Формирование кадровой политики
Процесс формирования кадровой политики состоит из нескольких этапов:
- Определение целей и задач работы с персоналом в соответствии со стратегией организации.
- Выбор приоритетных направлений кадровой работы.
- Выбор основных форм и методов управления персоналом, разработка инструментов кадрового планирования.
- Составление плана кадровых мероприятий, оценка финансовых ресурсов.
- Назначение ответственных исполнителей, установление сроков, разработка критериев оценки запланированных мероприятий.
Основные направления кадровой политики:
- Наем и отбор работников: Набор сотрудников, соответствующих требованиям организации, формирование положительного имиджа компании как работодателя.
- Адаптация персонала: Быстрое вхождение сотрудника в должность, освоение обязанностей и стандартов поведения.
- Продвижение и ротация персонала: Возможность для сотрудника расширять профессиональные знания, расти и развиваться.
- Оценка трудового потенциала: Оценка профессиональной подготовки, квалификационного уровня и соответствия занимаемой должности.
- Мотивация: Создание мотивационного механизма, побуждающего людей к эффективному труду.
- Материальная мотивация: Дополнительное вознаграждение за достижение определенных результатов.
- Нематериальная мотивация: Дополнительные компенсации и преимущества для работника (социальный пакет).
Заключение:
Действия, направленные на повышение заинтересованности и удовлетворенности сотрудников, улучшение морального климата и повышение лояльности, способствуют удержанию персонала, повышению результативности труда и улучшению имиджа организации как работодателя.
Важнейший фактор, влияющий на эффективность управления персоналом, - позиция высшего руководства. Необходимо рассматривать управление персоналом и увеличение отдачи от человеческих ресурсов как один из приоритетов в работе организации.
Внимание каждому специалисту, планирование его профессионального и карьерного развития, забота об индивидуальных потребностях – такой подход способствует формированию высокопрофессионального и лояльного коллектива.
Кадровая политика – инструмент для выращивания и приумножения человеческого капитала.
Поделиться