Френсис Хсю, предлагая переименовать школу Культура и Личность в психологическую антропологию в 1961 году, выделил главную задачу психоантропологов: изучение сознательных и бессознательных идей, управляющих действиями людей. Он предложил следующее понимание школы Культура и Личность:
- Любая работа антрополога, знакомого с психологическими концепциями, или представителя другой дисциплины, знакомого с антропологическими концепциями.
- Работа, фокусирующаяся на индивиде как носителе культуры.
- Работа, рассматривающая культуру как независимую или зависимую переменную, связанную с личностью.
- Работа, использующая психологические концепты или техники, или психолога, предоставляющего данные в форме, доступной антропологам.
- Сфера, эквивалентная кросскультурному изучению личности и социокультурных систем, включающая вопросы о связи социальной структуры и ценностей с моделями воспитания, влиянием этих моделей на структуру личности, связи структуры личности с ролевой системой и проективными аспектами культуры, и взаимосвязи всех этих факторов с паттернами девиантного поведения.
- Изучение поведения в контексте его предпосылок, а не просто описание его характеристик.
Хсю отмечал острую дискуссию вокруг предмета исследования Культуры и Личности: с одной стороны, сторонники суперорганики Крёбера и культурологии Лесли Уайта утверждали, что история не зависит от отдельных личностей, а с другой, другие ученые подчеркивали важность индивидуальных различий и культурного разнообразия. Хсю предлагал комплексный анализ личности: от биологического и социального до универсального, коллективного, ролевого и идиосинкратического.
Психологическая антропология фокусируется на идеях, формирующих взаимоотношения между индивидом и его обществом. Она изучает как идеи, разделяемые большинством членов общества, так и характеристики обществ: реакция на завоевание и несчастье, стимулы к изменениям, милитаризм и пацифизм, демократический и авторитарный характер.
Хсю подчеркивал отличие личности в психологической антропологии от личности в индивидуальной психологии:
- Психологическая антропология изучает характеристики ума, являющиеся частью общей структуры, а не уникальную личность индивида.
- Термин личность может создавать иллюзию самостоятельной сущности, тогда как на самом деле личность - это непрерывный процесс взаимодействия между индивидом, обществом и культурой.
Хсю рассматривал связь психологической антропологии с психоанализом, коллективной психологией и социальной психологией:
- Психологическая антропология не является клинической наукой, хотя и использует некоторые ее концепции.
- Она фокусируется на нормальных членах общества и использует научные методы: формирование гипотезы, проверку гипотезы, кросскультурную ратификацию и совершенствование гипотезы.
- Она должна избегать психоанализа целых культур, как это сделал Фрейд в своих заключениях о происхождении тотема и табу.
Хсю выделял две области интересов психологической антропологии:
- Идеи, разделяемые большинством индивидов в данном обществе.
- Идеи, управляющие действием группы индивидов.
Он подчеркивал неразрывность этих двух областей, являющихся частью континуума.
Хсю считал социальную психологию наиболее близкой дисциплиной к психологической антропологии:
- Обе дисциплины изучают общество и психологию.
- Однако, социальная психология фокусируется на экспериментально продуцируемых групповых различиях, а психологическая антропология - на естественных групповых различиях вдоль этнических и социальных линий.
- Социальная психология часто описывает характеристики поведения, а психологическая антропология изучает его предпосылки.
Хсю отмечал три ключевых отличия между психологической антропологией и социальной психологией:
- Кросскультурный подход психологической антропологии vs. фокус социальной психологии на западных обществах.
- Количественная и экспериментальная ориентация социальной психологии vs. преимущественно качественный подход психологической антропологии.
- Изучение влияния общества и культуры на личность в социальной психологии vs. фокус психологической антропологии на влиянии личностных характеристик на развитие и изменение культуры и общества.
Хсю подчеркивал необходимость объяснения культурных и социальных изменений не только внешними факторами, но и взаимодействием между людьми и культурами.
Оценивая трактовку Френсиса Хсю предмета, целей и задач психологической антропологии, можно отметить ее актуальность в общих чертах, однако, отсутствие четких перспектив развития дисциплины. В будущем психологическая антропология будет развиваться в контексте взаимодействия с когнитивной антропологией, культурной психологией, обновленными теориями социализации и современными лингвистическими исследованиями.
В целом, Френсис Хсю внес значительный вклад в развитие психологической антропологии, определив ее предмет, задачи и связь с другими дисциплинами, хотя и не сумел предвидеть все будущие направления ее развития.
Поделиться