Мы тратим на работу невероятно много времени. Половина людей продолжает работать даже на пенсии! По данным института Гэллапа, среднестатистический сотрудник проводит в офисе примерно 47 часов в неделю, то есть шесть полных рабочих дней. Более того, многие из нас считают, что работа - это не просто способ получить средства к существованию, а еще и возможность для самореализации и личностного роста.
Поскольку люди все чаще хотят получать от работы нечто большее, чем просто чек, - обучение, общение и важную цель в жизни, мы решили выяснить, что именно делает их счастливыми? Справедливая компенсация и привилегии? Хорошее начальство? Четкий карьерный план? Возможности для обучения? Желание достичь определенных целей? Обо всем этом без конца твердят HR-руководители и специалисты по развитию талантов. Это учитывается при выборе работодателя: В компании А мне будут платить больше, но мне придется тратить много времени на дорогу. В компании Б зарплата ниже, но там я смогу делать важое дело. Что же мне выбрать?
Но в откровенном разговоре, выходящем за рамки финансовых отношений, становится ясно, что именно представляет для сотрудников реальную ценность. Люди часто не понимают, что именно делает их счастливыми.
Для того чтобы это выяснить, мы проанализировали данные из нашего приложения, Happify. Мы просили пользователей участвовать в различных видах деятельности, в том числе провели опрос, предложив людям определить, что делает их счастливыми. Эмпирическим путем доказано, что подобная активность улучшает самочувствие участников опроса, поскольку они вспоминают положительные моменты своей жизни и причины, по которым эти моменты для них важны. Наши специалисты обработали данные и определили показатели, влияющие на степень удовлетворенности на работе.
Первый вопрос был сформулирован так: "Назовите три сегодняшних или вчерашних события, которые заставили вас ощутить благодарность". Мы рассчитывали узнать о повседневных вещах, которые представляют для людей ценность, и выбрали 200 разных высказываний. Из 200 высказываний мы выделили 14 самых распространенных слов, связанных с работой. Изначально высказывания охватывали такие темы, как общий уровень удовлетворенности работой, перерывами и дорогой из дома в офис и обратно, положительный опыт общения с коллегами, продолжительность отпуска, производительность труда, компенсация и привилегии, собеседования и поиски новой работы.
Мы обнаружили, что график зависимости уровня удовлетворенности от возраста сотрудников имеет U-образную форму - поначалу он очень высок, ближе к 40-50 годам он падает, а к моменту выхода на пенсию снова набирает высоту. Это наблюдение соответствовало нашим ожиданиям и подтверждало результаты предыдущего исследования. После этого мы рассмотрели каждую возрастную группу в отдельности и отметили, что люди, находящиеся на разных этапах карьеры, ценят разные вещи.
В частности, участники в возрасте от 25 до 34 лет испытывали благодарность за новую работу, хорошие отношения с коллегами и внешние условия (удобное расположение офиса, количество и продолжительность перерывов и отпусков).
В возрастной группе от 35 до 44 лет люди меньше ценили баланс между работой и личной жизнью, продолжительность отпуска и величину заработной платы. Возможно, это было обусловлено высокой ответственностью и большими издержками, мысли о которых вытеснили чувство благодарности.
Ближе к 60 годам люди начинали ценить компенсацию и привилегии. Мы предполагаем, что перед пенсией их в большей степени беспокоили финансовые дела и в меньшей степени - новые возможности, производительность труда и продолжительность отпуска.
Если рассматривать полученные данные в перспективе, выходит, что в начале карьеры люди ценят вещи, которые сулят им выгоду в будущем. Их текущая работа, быть может, и не идеальна, но они пытаются найти баланс и выкроить на все время. Со временем поддерживать баланс становится сложнее, люди пытаются сводить концы с концами. Ближе к пенсии они начинают получать удовольствие от того, что имеют, и могут тратить ресурсы на достижение личных целей.
Выводы просты. Удовлетворенность на работе напрямую зависит от размера зарплаты, привилегий, взаимоотношений с коллегами и возможности быстро добраться из дома в офис и обратно. В конечном итоге, все это сводится к двум факторам, влияющих на уровень удовлетворенности, вне зависимости от обстоятельств: 1.) наличие жизни за пределами офиса; 2.) деньги, которые бы эту жизнь обеспечивали. Если у вас есть работа, соответствующая этим требованиям, скорее всего, вы гораздо счастливее, чем вам кажется!
hbr.org, перевод: Айрапетова Ольга
Поделиться