Демистификация коворкинга: что стоит за революцией в мире труда

Уже 15 лет во всех крупных городах мира растут площади для совместной работы. Но что делает их такими популярными? Почему и когда они появились? Кто является их членами?

Новые технологии, такие как искусственный интеллект и роботы, заставляют работодателей переосмысливать методы работы. В то же время работники хотят большей самостоятельности и гибкости. Многие выбирают самозанятость, чтобы избежать организационных ограничений и самим определять, где и когда они будут работать.

Поэтому в последние годы стремления работников, а также ожидания работодателей значительно изменились. Многие сотрудники хотят работать из дома; другие хотят работать вне штаб-квартиры компании, но с другими людьми.

Как специалист в области управления человеческими ресурсами и социологии труда, я исследовала коворкинг-пространства в течение последних пяти лет и определил основные источники интереса и успеха этих мест.

Нейтральное и открытое место

Коворкинг-зоны, fab labs и living labs также называют третьими местами. Американский социолог Рэй Олденбург определяет их как рабочие места вне офиса или обычного места работы, а также вне дома, как это часто бывает при телеработе.

Третье место является нейтральным (ни дома, ни в офисе работодателя), открытым для всех, со свободным и неограниченным доступом (особенно в отношении деятельности). Оно должно способствовать проведению бесед и встреч, а также предоставлять переговорные комнаты и место для кофе-брейков, обеда и ужина. В идеале пространство должно регулярно использоваться одними и теми же пользователями.

Пространства для совместного творчества

Первое пространство для совместного творчества было создано в 2005 году в Сан-Франциско, чтобы дать возможность пользователям развивать свои творческие способности, инновации и идеи. В настоящее время общее количество коворкинг-пространств превышает 14 000. Одни пространства исчезают, другие создаются.

Первое коворкинг-пространство появилось в 2005 году в Силиконовой долине Сан-Франциско

Коворкинг-пространство позволяет своим пользователям использовать одно и то же место с оборудованием, которое можно найти в офисе (копир, принтер, сканер). Работники могут пользоваться этим оборудованием и разделять расходы в обмен на еженедельную или ежемесячную арендную плату.

Офисы могут располагаться на открытой территории, чтобы облегчить случайные встречи. Такой вариант предпочитают многие самозанятые работники, но малые предприятия или начинающие предприниматели часто предпочитают закрытые офисы для большей конфиденциальности. Оба типа офисов могут быть расположены в пространстве для совместной работы, что помогает уменьшить изоляцию благодаря наличию кухни или кофейного уголка, где работники встречаются.

Таким образом, пространство для совместной работы стало инновационным решением для желания работать вдали от центрального офиса, не обязательно оставаясь дома в одиночестве. Это также привлекательно для самозанятых работников, которые предпочитают работать в пространстве, где есть другие работники.

Содействие налаживанию контактов

В идеале, пространство для совместной работы должно выходить за рамки разделения расходов или предложения услуг. Оно также должно быть местом для обмена идеями и общения, а также позволять участникам развивать профессиональное сотрудничество.

Некоторые пространства для совместной работы объединяют определенные категории работников, работающих в одном секторе или имеющих профессиональные связи. Принцип работы коворкинг-пространства заключается в аренде рабочего пространства, что помогает снизить затраты, но также способствует налаживанию связей и обмену идеями.

Для развития такого сотрудничества люди должны найти общий интерес, чтобы стимулировать обмен. Некоторые пространства подчеркивают близость миссии или призвания (например, все предприятия социальной экономики), что может повысить интерес и желание участников сотрудничать друг с другом.

Планировщики создают общие места в коворкинг-пространствах с целью поощрения встреч

Работая вместе в одном пространстве, пользователи могут находить общие решения, способствующие обмену знаниями и противостоянию все более конкурентной среде. Даже если некоторые самозанятые работники предпочитают работать в одиночку, у них все равно есть люди, с которыми можно разделить кофе-брейк и обед, а иногда идеи и контакты для поддержки их деятельности и обмена мнениями.

Не всегда существует четкая стратегия поощрения взаимодействия, но во многих пространствах есть фасилитатор, роль которого как раз и заключается в том, чтобы люди знакомились друг с другом и в итоге сотрудничали в рамках проектов.

Наше исследование подчеркивает важность имеющихся финансовых, материальных и человеческих ресурсов, особенно в части фасилитационных ресурсов. Пространство, созданное без этих ресурсов, с меньшей вероятностью будет способствовать обмену знаниями, сотрудничеству и даже может с трудом выжить.

Разнообразные реалии

Коворкинг стал популярен во всем мире, но это относится к различным реалиям. Действительно, в зависимости от города или региона, где он появляется, можно найти больше частных лиц, самозанятых работников или, наоборот, малых предприятий или стартапов, преследующих разные цели.

Коворкинг-пространства могут использоваться людьми, которые хотят иметь более профессиональный деловой адрес, чем дом для приема своих клиентов. Кроме того, в таких помещениях часто имеется большая переговорная комната, обеспечивающая более формальную обстановку для встреч.

Некоторые сослуживцы могут использовать помещение в первую очередь для получения выгоды, такой как снижение затрат, совместное использование человеческих ресурсов (административная поддержка) или оборудования (принтер, ксерокс, переговорные комнаты), или просто для комфорта и услуг (общая кухня, хорошая кофеварка, удобные диваны и кресла).

Страх конкуренции

Иногда бывает трудно взаимодействовать с коллегами в той же области. Некоторые люди могут воспринимать этих людей как конкурентов, которые могут украсть их клиентов. Некоторые коворкинг-пространства отказываются принимать людей, которые могут рассматриваться как конкуренты других участников.

Сотрудничество не всегда происходит в коворкинг-пространстве. Действительно, хотя это часто преподносится как преимущество, до сих пор ни одно исследование не продемонстрировало четкого преимущества коворкинг-пространств для развития сотрудничества. Это еще предстоит подтвердить документально.

Действительно, близость физически не обязательно ведет к профессиональной близости, поскольку некоторые люди предпочитают работать в изоляции. Например, мы наблюдали пространства, которые хотели специализироваться на каком-либо секторе, например, на культуре или социальной экономике, но на самом деле в них очень мало или вообще нет работников в этой области.

Даже если дискурс или цель иногда отличаются, большинство руководителей коворкинг-пространств в итоге принимают все категории работников. Недавние исследования показали, что без такого инклюзивного видения может не хватить клиентов для поддержания активности пространства, особенно в небольших городах или за городом.

Коворкинг-пространство может стимулировать творчество, инновации, инициативу и чувство принадлежности к одному сообществу, но это не всегда так. На самом деле, обмен и сотрудничество, кажется, легче между самозанятыми работниками, чем с сотрудниками одной компании, которые иногда склонны оставаться друг с другом в коворкинг-пространстве. С другой стороны, обмену часто помогает присутствие координатора.

Таким образом, коворкинг-пространства являются диверсифицированными и создают возможности для сотрудничества, но также и определенные проблемы (прибыльность, развитие обменов). В любом случае, интерес к этому типу пространства присутствует во всех крупных городах мира, а также во многих небольших региональных городах. Очевидно, что это новый способ работы с возможностью стимулирования обменов, сотрудничества и налаживания связей.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Theconversation.com
Перевод: 
  • Valeratal

Поделиться