Тест Ярошевского. Исследование ролей в творческой группе

Когда понадобится: для выявления ролевых типажей в творческом коллективе и выделения трех основных ролей сотрудника, активно проявляющихся в ситуации творческого взаимодействия.

Тест Ярошевского  

Ф. И. О. оцениваемого _______________________________________
Возраст (полных лет)

_______________________________________

Должность

_______________________________________

Подразделение

_______________________________________

Дата заполнения

_______________________________________

 

Инструкция

Прочитайте представленные ниже утверждения и выразите свое мнение, выбирая вариант ответа.

Тестовое задание

Вопрос Ответ
Да Нет
Шкала А
1 Каждая новая творческая тема связана с большим числом возникающих у меня  новых идей    
2 В своем коллективе чаще всего новые идеи предлагаю я    
3 Мои идеи всегда понятны окружающим    
4 Ряд моих идей воспринимается окружающими лишь после многократного их  предъявления    
5 Иногда я бываю так поглощен какой-то творческой идеей, что, вероятно,  произвожу странное впечатление на окружающих    
6 Я сам хороший критик собственных идей    
7 Я не испытываю трудности и не чувствую неудовольствие, когда вынужден  переключать свои мысли на другой предмет    
8 Я считаю, что идея хороша лишь в том случае, когда с самого начала очевидна  возможность ее использования    
9 Я против сумасшедших идей в науке    
10 Я не люблю фантазировать    
Шкала Б
1 Мне сразу бросаются в глаза слабые места работы    
2 В коллективе многие признают мои способности критически оценивать работу    
3 Я часто убеждаюсь, что новые идеи, которые возникают у меня, на поверку  оказываются далеко не новыми    
4 Я больше, чем другие, вижу, что в моем коллективе есть люди, которым  не стоит заниматься творческой работой    
5 Следует выдвигать только принципиально новые идеи    
6 Я могу не заметить какие-то недостатки в работе, если меня восхищает в ней  какая-то идея    
7 Я не люблю и не умею давать оценку чьей-нибудь работе    
8 Частые дискуссии только мешают установить истину    
9 Я бы с большим удовольствием разработал какой-нибудь вопрос сам, чем  писать критику    
10 Заниматься доработкой сырых идей не доставляет мне никакого удовольствия    
Шкала В
1 Больше меня привлекает та часть работы, которая связана с использованием  литературных источников    
2 Лучше не пожалеть времени и искать материал для решения проблемы в  литературе, чем решать проблему самому    
3 Я очень люблю слова и термины    
4 Я не представляю исследователя, основательно не знакомого с литературой по  своему предмету    
5 Нужно особое умение и интуиция, чтобы найти необходимую информацию в  потоке литературы    
6 Избыточная научная информация подавляет мою инициативу    
7 Я читаю достаточно много новой литературы, не имеющей непосредственного  отношения к проблемам, которыми я занимаюсь    
8 Я не люблю делать литературные обзоры    
9 Я не люблю тратить рабочее время, чтобы консультировать своих сотрудников    
10 В научном плане я не чаще, чем другие сотрудники, информирую коллег    

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту для исследования ролей в творческой группе Ярошевского

Описание

В творческой группе выделяют три роли, активно проявляющиеся в ситуации творческого взаимодействия: Генератор идей, Критик, Эрудит.

Ярошевский предложил методику выявления данных ролевых типов в творческом коллективе.

Ключ к тесту

Подсчитайте совпадения с ключом.

Шкала А. Генератор идей: а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 6, 7, 8, 9, 10.

Шкала Б. Критик: а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 6, 7, 8, 9, 10.

Шкала В. Эрудит: а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 6, 7, 8, 9, 10.

Интерпретация результата

Генератор идей – автор многих интеллектуальных начинаний, создающий до этого не известные или ранее не воспринимаемые знания. Генерирование нового он склонен рассматривать как основную свою функцию в коллективе. Увлекающийся новыми, кажущимися порой фантастическими идеями, испытывающий потребность в критике со стороны.

Своеобразная отрешенность, погруженность в проблему, которой занимается, создает порой для него затруднения в межличностных отношениях, в контактах с окружающими.

Критик – строгий в оценках, проявляющий повышенную требовательность к качеству творческой работы, новизне идей, чистоте эксперимента, логичности выводов, точности определений, надежности результатов. В коллективе ориентирован в основном на оценочную деятельность, которая определяется им как основная функция. Это судья в коллективе. Его нельзя назвать беспристрастным, так как он заинтересован в реализации той работы, которую ведет коллектив.

Эрудит – наиболее разносторонний, образованный сотрудник, к которому постоянно и часто обращаются за информацией. Такой сотрудник обладает наибольшей интуицией и умением в работе с литературными источниками, в поисках необходимой информации. Свободно и лучше других ориентируется в информационном поле по обсуждаемым проблемам, постоянно стремится к расширению своих знаний и словаря.

Рубрика: 
Ключевые слова: