Проще говоря, коучинг - это процесс, направленный на повышение эффективности работы и сосредоточенный на "здесь и сейчас", а не на далеком прошлом или будущем.
Хотя существует множество различных моделей коучинга, здесь мы рассматриваем не "коуча как эксперта", а, наоборот, коуча как фасилитатора обучения.
Существует огромная разница между тем, чтобы учить кого-то и помогать ему учиться. В коучинге, по сути, коуч помогает человеку улучшить свои собственные результаты: другими словами, помогает ему учиться.
Хорошие коучи считают, что у человека всегда есть ответ на его собственные проблемы, но понимают, что ему может понадобиться помощь, чтобы найти ответ.
Коучинг - это раскрытие потенциала человека для достижения максимальной эффективности его работы. Он помогает им учиться, а не учит их.
Джон Уитмор в книге "Коучинг для производительности".
Внутренняя игра
Ни один разговор о коучинге не будет полным без упоминания Тимоти Галлуэя и его понимания "внутренней игры".
Книга Галлуэя "Внутренняя игра в теннис" произвела переворот в представлениях о тренерской деятельности. Он предположил, что самые большие препятствия на пути к успеху и раскрытию потенциала являются внутренними, а не внешними. Его идея заключалась в том, что тренеры могут помочь людям улучшить свою игру, отвлекая их от внутреннего диалога и, в частности, от критического голоса, который говорит: "Не так! Сконцентрируйся на руках! Сделай угол по-другому!".
Отвлекая внутренний голос, тело может взять верх. Оказалось, что часто тело имеет очень четкое представление о том, что нужно делать, когда внутренний диалог подавлен. Галлвей привел пример, когда попросил людей сосредоточиться на высоте, на которой они отбивают теннисный мяч. Сама по себе эта деятельность не имеет никакого значения, но простой акт сосредоточения на ней отвлекает внутренний голос и позволяет способному телу взять верх. Человек расслабился, и его игра в теннис сразу же улучшилась.
Настоящая проницательность Галлуэя заключалась в том, что это относится не только к теннису, но и к тому, что у отдельных людей, как правило, есть ответы на их собственные проблемы внутри них самих.
Важная часть коучинга заключается в том, чтобы помочь людям научиться заглушать этот внутренний голос и позволить своим инстинктам, или подсознанию, взять верх. Иногда это означает отвлечь его, а иногда - исследовать "худший сценарий" и устранить страх.
Модель цикла компетентности в обучении
Одной из полезных моделей для обучения является Цикл компетенций - четырехэтапная модель, которая может помочь вам определить свои компетенции:
1) Бессознательная некомпетентность
Вы не знаете, что не знаете о чем-то.
Хорошим примером может быть ребенок, который никогда не видел велосипеда или не имеет представления о существовании какого-либо языка, кроме своего собственного.
2) Сознательная некомпетентность
Вы осознали, что вам не хватает определенного навыка.
Примером может быть ребенок, который увидел, как другие дети катаются на велосипедах, или услышал, как кто-то говорит на другом языке, и поэтому хочет научиться.
3) Осознанная компетентность
Вы узнали, как что-то сделать, но вам все еще нужно думать об этом, чтобы сделать это.
Примером может служить ребенок, который умеет кататься на велосипеде, но падает, если перестает следить за тем, куда едет.
4) Бессознательная компетентность
Вы научились делать что-то настолько хорошо, что это стало жестко встроено в ваш мозг.
Вам больше не нужно думать о том, как это сделать, а просто делать. На самом деле, если вы будете думать об этом слишком усердно, у вас может не получиться.
Коучам необходимо определить, на каком этапе находится человек, чтобы использовать правильный язык, помогающий ему перейти на следующий этап. В конце концов, трудно пытаться улучшить навык, если вы не знаете, что вам его не хватает..
Различия между преподаванием, коучингом, наставничеством и консультированием
Хотя у преподавания, коучинга, наставничества и консультирования есть общие ключевые характеристики и навыки, они, тем не менее, совершенно разные, и важно знать об этих различиях.
Преподавание и обучение
Преподавание и обучение подразумевают эксперта-преподавателя, который передает знания своим ученикам.
Хотя лучшие учителя используют партисипативные (участвующие) и интерактивные методы, такие как коучинг, очень определенно существует дисбаланс знаний, когда учитель как эксперт знает "правильный ответ".
Коучинг подразумевает веру в то, что человек имеет ответы на свои собственные проблемы внутри себя.
Коуч не является экспертом по предмету, а скорее сосредоточен на помощи человеку в раскрытии его собственного потенциала. В центре внимания находится сам человек и то, что у него в голове. Коуч - это не обязательно специально назначенный человек: любой может применять коучинговый подход к другим, будь то коллеги, подчиненные или начальники.
"Коучинг" - один из основных стилей лидерства, определенных Дэниелом Гоулманом. Ключевой навык коучинга - задавать правильные вопросы, чтобы помочь человеку проработать его собственные проблемы.
Наставничество
Наставничество похоже на коучинг. По общему мнению, наставник - это проводник, который помогает человеку учиться или развиваться быстрее, чем он мог бы сделать это в одиночку.
На рабочем месте наставники часто назначаются официально, по взаимному соглашению, и не входят в цепочку линейного руководства сотрудника. Обычно они обладают значительным опытом и знаниями в сфере деятельности человека.
Отношения наставничества обычно направлены на будущее, карьерный рост и расширение кругозора человека, в отличие от коучинга, который, как правило, больше сосредоточен на настоящем и настоящем и решении сиюминутных проблем или вопросов.
Консультирование
Консультирование ближе к терапевтическому вмешательству. Оно фокусируется на прошлом, помогая человеку преодолеть барьеры и проблемы из своего прошлого и двигаться дальше. Здесь фокус может быть как внутренним, так и внешним.
Различия между этими различными "методами обучения" могут быть обобщены следующим образом:.
Метод обучения: | Коучинг | Наставничество | Консультирование |
Вопрос: | Как? | Что? | Почему? |
Фокус: | Настоящее | Будущее | Прошлое |
Цель: | Улучшение навыков | Разработка целей обучения и принятие обязательств по их достижению | Преодоление психологических барьеров |
Цель: | Повышение компетентности | Открытие горизонтов | Построение самопонимания |
На основе работ: Clutterbuck, D. & Schneider, S. (1998).
Спектр коучинга
Многие "куочи" признают значительное совпадение между своей ролью и ролью учителя. Это может быть особенно верно для спортивных тренеров, которые часто являются высококвалифицированными специалистами в своем виде спорта и стремятся отточить технику и навыки своих спортсменов..
Поэтому, возможно, полезно рассматривать коучинг и преподавание как спектр.
Как коуч, вы можете столкнуться с ситуацией, когда вами в значительной степени руководит сам коуч. Такие моменты, скорее всего, будут в большинстве случаев, особенно при коучинге на работе.
Но могут быть и такие случаи, когда вы выступаете в роли эксперта и передаете информацию. В качестве примера можно привести значение психометрического теста или передовой опыт в определенной области, в которой вы обладаете определенными знаниями. Для спортивных тренеров это также может включать принятие решения о том, насколько безопасно то или иное занятие и почему.
Вы можете думать об этом как о девяти уровнях делегирования. На самом деле ни для кого не имеет значения, какой уровень делегирования коуч-лидерства вы используете - до тех пор, пока это работает для вас и коучируемого человека.
Заключение
Термин "коучинг" означает много разных вещей для разных людей, но в целом это помощь людям в решении их собственных проблем и повышении эффективности их работы.
Неважно, используется ли коучинг в спорте, жизни или бизнесе, хороший коуч верит, что у человека всегда есть ответ на его собственные проблемы. Им просто нужна помощь, чтобы раскрыть их..
- skillsyouneed.com
Поделиться