В психологии феномен справедливого мира — это склонность верить в то, что мир справедлив и что люди получают то, чего они заслуживают. Поскольку люди хотят верить, что мир справедлив, они будет искать способы объяснить или рационализировать несправедливость, часто обвиняя человека в ситуации, который на самом деле является жертвой.
Мелвин Дж. Лернер предложил теорию справедливого мира (также называемую гипотезой справедливого мира) в 1960-х годах. Он заметил, что люди часто думают о мире как о справедливом и справедливом, чтобы понять или справиться с различными несправедливостями.
Феномен справедливого мира помогает объяснить, почему люди иногда обвиняют жертв в своих действиях. собственные несчастья, даже в ситуациях, когда люди не контролируют происходящие с ними события.
Феномен справедливого мира и обвинение жертвы
Теория справедливого мира утверждает, что когда люди стать жертвой несчастья, другие склонны искать вещи, которые могли бы объяснить их обстоятельства. Другими словами, люди склонны искать что-то или кого-то виноватыми в несчастных случаях.
Но вместо того, чтобы просто приписывать плохой поворот событий невезению или силам, находящимся вне чьего-либо контроля, люди склонны рассматривать поведение человека как источник вины.
Это убеждение также заставляет людей думать, что когда с людьми случаются хорошие вещи, это происходит потому, что они хорошие и заслуживают своей счастливой судьбы. Люди, которым очень повезло, часто считаются более заслуживающими своей удачи.
Вместо того, чтобы приписывать свой успех удаче или обстоятельствам, люди склонны приписывать свое состояние внутренним характеристикам человека. Эти люди часто считаются более умными и трудолюбивыми, чем менее удачливые люди.
Примеры феномена справедливого мира
Классический пример этой тенденции — находится в книге Иова в Библии. В тексте Иов терпит череду ужасных бедствий. В какой-то момент его бывший друг предполагает, что Иов, должно быть, сделал что-то ужасное, чтобы заслужить свои несчастья. Исследования показали сильную связь между точкой зрения на справедливый мир и религиозностью.
Более современные примеры феномена справедливого мира можно увидеть во многих местах. Жертв сексуального насилия часто обвиняют в нападении, поскольку другие предполагают, что нападение было вызвано собственным поведением жертвы.
Другой пример феномена справедливого мира — когда люди обвиняют жертв преступлений на почве ненависти. Например, в случаях насилия со стороны полиции в отношении чернокожих некоторые говорят, что в полиции есть просто «несколько паршивых парней». Но это отрицает реальность опыта жертвы и роль системного расизма в насилии.
Феномен справедливого мира также проявляется в дискриминации и моральном осуждении людей с ВИЧ или СПИДом. Некоторые люди считают, что люди, живущие с ВИЧ или СПИДом, не заслуживают доступа к качественному медицинскому обслуживанию, например, потому, что они «виноваты» в своем заболевании.
Люди, живущие в бедности, часто сталкиваются с предрассудками и обвиняются в своих обстоятельствах. Если мир справедлив, люди, живущие без достаточных ресурсов, просто что-то делают не так. Но этот взгляд игнорирует факторы, способствующие бедности, в том числе экономическое неравенство, отсутствие доступа к ресурсам, а также последствия травм и расизма.
Объяснения феномена справедливого мира
Итак, почему люди используют феномен справедливого мира? Для этого было предложено несколько различных объяснений:
- Страх перед лицом уязвимости: людям не нравится думать о том, что они стали жертвами насильственного преступления. . Поэтому, когда они слышат о таком событии, как нападение или изнасилование, они могут попытаться возложить вину за это событие на поведение жертвы. Это позволяет людям верить, что благодаря такому поведению они могут не стать жертвами преступлений.
- Желание свести к минимуму беспокойство. Другое возможное объяснение феномена справедливого мира заключается в том, что люди хотят уменьшить беспокойство, вызванное несправедливостью мира. Полагая, что человек несет полную ответственность за свои несчастья, люди способны продолжать верить, что мир справедлив и справедлив.
Плюсы и минусы феномена справедливого слова
Феномен справедливого мира имеет некоторые преимущества. Как и другие типы когнитивных искажений, это явление защищает самооценку, помогает контролировать страх и позволяет людям сохранять оптимизм в отношении мира.
Очевидно, что у этой тенденции есть и существенные недостатки. Обвиняя жертв, люди не видят, как ситуация и другие переменные способствовали несчастьям другого человека.
Кроме того, исследования показали связь между верой в теорию справедливого мира и нечестным поведением. Вместо того, чтобы выражать сочувствие, феномен справедливого мира иногда заставляет людей быть незаинтересованными или даже презирать проблемных людей.
Как избежать феномена справедливого мира
Хотя с оптимизмом смотреть на окружающий мир полезно, бывают случаи, когда феномен справедливого мира может помешать вам увидеть реальность. Вот несколько советов, которые помогут избежать феномена справедливого мира:
Практикуйте эмпатию
Вместо того, чтобы злиться или раздражаться из-за чьей-то ситуации, попробуйте проявить сочувствие к тому, что они делают. через. Понимание чужих эмоций может снизить уровень стресса и у вас самого.
Избегайте обвинения жертвы
Многие из нас делают это, даже не осознавая этого. Но помните, только виновный в совершении преступления несет ответственность за свои действия. Есть также много внешних факторов, которые способствуют, например, бездомности и бедности. Не думайте, что вы знаете, почему с кем-то происходят негативные вещи.
Узнайте о социальной несправедливости
Изучая социальное неравенство, вы обнаружите, что люди подвергаются суровые реалии каждый день. Наши предубеждения и предубеждения могут помешать нам увидеть истину. Когда вы обнаружите, что судите чью-то ситуацию, спросите себя, не затрагивает ли ваше мировоззрение расизм, сексизм, эйджизм или дискриминацию любого рода.
Как когнитивные искажения влияют на ваши мысли
Учитывайте источник
Когда вы слышите новость в новостях, задав себе некоторые из следующих вопросов, вы можете изменить свою точку зрения: Чья история рассказывается? Слышу ли я более одной точки зрения или точку зрения только одного человека? Возможно ли, что я не слышу всей истории или всех подробностей?
Исследуйте свои эмоции
Под своим суждением о чужих обстоятельствах вы можете обнаружить страх и беспокойство, потому что вы беспокоитесь о том, что то, что случилось с ними, может случиться и с вами. Проанализируйте свои эмоции и будьте нежны с собой.
Нелегко признать тот факт, что мир может быть несправедливым местом. Но поступая так, вы сможете проявлять больше доброты к другим и даже к себе, когда случаются негативные вещи.
Слово из Verywell
Феномен справедливого мира может объяснить, почему люди иногда не могут помочь или сострадать людям, оставшимся без крова, людям, страдающим зависимостью, или жертвам насилия. Обвиняя их в собственных несчастьях, люди защищают свое представление о мире как о безопасном и справедливом месте, но ценой значительных затрат для тех, кто в этом нуждается.
Эту когнитивную предвзятость бывает трудно преодолеть, но осознание ее может помочь. Делая атрибуции, сосредоточьтесь на рассмотрении всех элементов ситуации. Это включает в себя учет поведения человека, а также таких вещей, как факторы окружающей среды, социальное давление и культурные ожидания.
11 Источники Мы используем только высококачественные источники, в том числе рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Прочтите наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и делаем наш контент точным, надежным и заслуживающим доверия.
-
Психологический словарь АПА. Гипотеза справедливого мира. Американская психологическая ассоциация.
-
Венцель К., Шиндлер С., Рейнхард М.А. Общая вера в справедливый мир положительно связана с нечестным поведением. Фронтальный психолог. 2017- 8:1770. doi:10.3389/fpsyg.2017.01770
-
Fox CL, Elder T, Gater J, Johnson E. Связь между верой подростков в справедливый мир и их отношением к жертвам издевательств . Br J Educ Psychol. 2010- 80 (часть 2): 183–98. doi:10.1348/000709909X479105
-
Каплан Х. Вера в справедливый мир, религиозность и обвинение жертвы. Архипсихологическая религия. 2012:34(3):397-409. doi:10.1163/15736121-12341246
-
Салливан А.С., Онг АЧ, Ла Маккиа С.Т. и др. Воздействие безнаказанных преступлений на почве ненависти: когда унижение жертвы распространяется на унижение группы. Soc Just Res. 2016- 29:310–330. doi:10.1007/s11211-016-0266-x
-
Контоманолис Э.Н., Михалопулос С., Гкасдарис Г., Фасулакис З. Социальная стигма ВИЧ-СПИДа: роль общества. ВИЧ-СПИД (Окл). 2017-9:111-118. doi:10.2147/HIV.S129992
-
Kimera E, Vindevogel S, Reynaert D, et al. Опыт и последствия стигмы, связанной с ВИЧ, среди молодежи, живущей с ВИЧ/СПИДом, в Западной Уганде: фотоголосовое исследование. Таггарт Т., изд. PLoS ONE. 2020-15(4):e0232359. doi:10.1371/journal.pone.0232359
-
Шилдрик Т., Макдональд Р. Беседа о бедности: как люди, живущие в бедности, отрицают свою бедность и почему они обвиняют «бедных». Sociol Rev. 2013-61(2):285–303. doi:10.1111/1467-954x.12018
-
Нартова-Бочавер С., Донат М., Руприх С. Субъективное благополучие с точки зрения справедливого мира: многомерный подход в студенческой выборке. Фронтальный психолог. 2019-10:1739. doi:10.3389/fpsyg.2019.01739
-
Толленаар М.С., Овергаау С. Способности к эмпатии и ментализации в связи с психосоциальным стрессом у здоровых взрослых мужчин и женщин. Гелийон. 2020-6(8):e04488. doi:10.1016/j.heliyon.2020.e04488
-
Суарес Э., Гадалла ТМ. Хватит обвинять жертву: метаанализ мифов об изнасиловании. J Interpers Violence. 2010-25(11):2010–2035. doi:10.1177/0886260509354503
Автор Кендра Черри
Кендра Черри, MS, автор и образовательный консультант, помогающий студентам узнать о психологии.
- verywellmind.com
Поделиться