Что не так с формулировками миссии и видения компании?

Давайте взглянем правде в глаза: по большей части формулировки миссий и видений компаний безнадежно плохи. Зачастую их утверждают в конце длинных и нудных собраний, когда все участники уже устали и готовы подписать все, что им подсунут. Я не раз бывал на таких собрания. Уверен, что они знакомы и вам. Формулировки, которые попадаются мне на глаза, зачастую содержат общие фразы, которые не дают нужного представления о направлении развития компании, или, что еще хуже, вводят в заблуждение читателя, ранее неплохо понимавшего, о чем идет речь.

В качестве примера приведу формулировку миссии Volvo: "Создавая качественную продукцию для клиентов, мы приносим прибыль акционерам. Мы используем свой опыт для создания транспортного оборудования и программного обеспечения высокого качества, отвечающего критериям безопасности и защиты окружающей среды, а также требованиям самых взыскательных покупателей.  Мы работаем энергично, с энтузиазмом и уважением к личности". Чувствуете ли вы вдохновение? Понимаете, что пытается сделать Volvo? Не думаю. Если вы похожи на меня, то такая формулировка вызовет у вас лишь злость и сожаление о времени, потраченном на чтение этого клише.

Я так устал от фраз вроде "самый успешный", "лучший в мире", "лидер рынка", "лучший в своем роде", "привлекательный для клиентов", "внимательный к клиенту", "превосходное качество" и т.д. Они не значат ровным счетом ничего! Посмотрим на скучную и бессмысленную формулировку видения компании Dell: "Быть самой успешной компанией по производству компьютеров, обеспечивая наивысший уровень обслуживания клиентов во всех сегментах рынка". И наконец, приз за самое эксцентричное видение уходит компании Hilton, которая стремится "наполнить мир светом и теплом гостеприимства". Трудно предположить, что такое могло прийти кому-то в голову. Я провожу в отелях Hilton довольно много времени и знаю, что их стерильно чистые безликие номера имеют мало общего со светом, теплом и гостеприимством.

По роду деятельности я помогаю компаниям разрабатывать и воплощать в жизнь различные стратегии. Я верю в то, что умные компании используют формулировки миссий и видений для того, чтобы четко обозначить свои цели и стремления. Такие формулировки должны быть значимыми. В противном случае нет никакого смысла в том, чтобы повторять их вновь и вновь. Мне кажется, что правильная формулировка представляет собой смешение целей, ценностей, стремлений, философских взглядов, стратегий и описаний. Перед тем, как я приведу несколько удачных примеров, давайте уясним разницу между миссией и видением.

  • Миссия выражает предназначение компании и описывает что, почему и для кого она делает. Фактически, она является обоснованием существования компании. Миссия создает однозначное представление о том, что происходит здесь и сейчас.
  • Видение очерчивает цели и намерения с ориентацией на будущее. Оно создает представление о том, что произойдет в обозримом будущем, и служит источником вдохновения (разумеется, не так категорично, как у Hilton!).

Вот несколько хороших формулировок миссии, которые четко и точно описывают деятельность компании. Кстати, я предпочитаю использовать слово "предназначение", а не "миссия".

  • eBay: "Миссия еBay заключается в создании глобальной онлайн-площадки, где каждый человек может продать что угодно, и предоставлении экономических возможностей всему миру".
  • Google: "Организовать всю имеющуюся в мире информацию, сделав ее полезной и удобной в использовании".
  • Walt Disney: "Мы создаем счастье, повсеместно предоставляя развлечения для людей всех возрастов".
  • Amazon: "Создать площадку, где люди могли бы находить и покупать все, что им хочется".
  • Innocent: "Изготавливать натуральные вкусные продукты и напитки, которые помогали бы людям жить как можно дольше и умирать старыми".
  • Ассоциация по борьбе с болезнью двигательных нейронов (Motor Neurone Disease Association): "Наша миссия заключается в финансировании и продвижении исследований, направленных на борьбу с болезнью двигательных нейронов. До тех пор, пока недуг не будет побежден, мы будем делать все возможное для того, чтобы обеспечить больным лучший уход и высочайшее качество жизни, а также достойную смерть. Мы сделаем все возможное, чтобы поддержать семьи и опекунов людей с БДН".

А вот несколько хороших формулировок видения, отражающих стремления и амбиции компаний. Первые две принадлежат состоявшимся компаниям, последние два - организациям, которым еще предстоит достичь успеха. Слово "видение" я предлагаю заменить на "стремление".

  • Microsoft: "Компьютер на каждый стол и в каждый дом".
  • Wal-Mart: "Заработать $125 млрд к 2000 году".
  • Save the Children: "Мы стремимся создать мир, в котором каждый ребенок будет иметь право на жизнь, защиту, развитие и участие в жизни общества".
  • Ассоциация по борьбе с болезнью двигательных нейронов стремится создать мир, свободный от БДН.

Мне кажется, что процесс создания формулировок миссии и видения необходимо начать с вопросов к ключевым фигурам компании:

  • Для формулировки миссии (предназначения): С какой целью была создана организация? Что мы делаем и для кого?
  • Для формулировки видения (стремления): Чего мы хотим достичь через 5 или 10 лет? К чему мы стремимся?

Когда я работаю с клиентами, я использую ответы на эти вопросы в качестве основы для формулировки, которая впоследствии обсуждается, изменяется и принимается на собрании, созванном специально для этой цели.

Что вы думаете о корпоративных миссиях? Можете ли вы поделиться плохими и хорошими примерами? А может, вы не согласны со мной и думаете, что любые (даже хорошо сформулированные) миссии и видения бесполезны? Пожалуйста, выскажите свое мнение в комментариях!

Первая публикация: 2016-03-02

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Linkedin.com
Перевод: 
  • Айрапетова Ольга
+1
0
-1