8 примеров систем поддержки принятия решений для руководства в принятии решений

Система поддержки принятия решений (СППР) экономит время и повышает уверенность при принятии деловых решений. Когда вы используете DSS, вы получаете выгоду от анализа данных и способности выявлять закономерности. Различные варианты DSS оптимизируют вашу производительность и поддерживают принятие решений на работе. В этой статье мы рассмотрим восемь наиболее распространенных примеров DSS, как они работают и кто их обычно использует.

Что такое DSS?

Системы поддержки принятия решений - это типы информационных систем, которые анализируют данные для поддержки руководителей, менеджеров и персонала в принятии бизнес-решений. Эти системы оценивают большие объемы данных, выявляют закономерности и анализируют последствия бизнес-решений. DSS использует текущие и исторические данные для прогнозирования будущих тенденций, что уменьшает количество догадок и экономит время. Предприятия всех отраслей могут извлечь выгоду из программного обеспечения DSS, например:

  • GPS: GPS анализирует информацию о маршруте и данные о трафике для планирования наилучшего пути между местами.

  • Планирование посевов: Системы поддержки принятия решений помогают фермерам узнать лучшее время для посадки, удобрения и сбора урожая.

  • Информационные панели планирования ресурсов предприятия (ERP): Лица, принимающие решения, используют приборные панели ERP для контроля показателей эффективности.

  • Принятие клинических решений: Медицинские работники используют системы поддержки принятия клинических решений, чтобы помочь поставить диагноз и спланировать лечение для пациентов.

Для выполнения своих функций DSS опирается на эти основные компоненты:

  • Пользовательский интерфейс: Программа, с помощью которой человек взаимодействует с DSS.

  • База знаний: Объем данных, используемых DSS, который может быть как небольшим, как частный сервер предприятия, так и огромным, как Интернет.

  • Система управления моделью: Компьютерное программное обеспечение, отвечающее за хранение и манипулирование моделями данных.

8 примеры систем поддержки принятия решений

Вот восемь наиболее распространенных примеров систем поддержки принятия решений, с которыми вы можете столкнуться на рабочем месте:

1. DSS на основе данных

DSS, основанная на данных, предоставляет пользователям доступ к большому количеству внутренних и внешних данных. Эта DSS будет запрашивать базу данных через Интернет, внешний сервер или мэйнфрейм компании. Она опирается на интеллектуальный анализ данных для получения закономерностей и информации об оцениваемых данных. Пользователи полагаются на системы поддержки принятия решений, основанные на данных, для принятия решений о бизнесе, запасах и продукции. Менеджеры могут найти системы поддержки принятия решений, основанные на данных, наиболее полезными при анализе текущих и исторических данных для составления отчетов о состоянии отдела или предприятия. Руководители компаний, менеджеры и персонал могут использовать DSS на основе данных.

Примеры программного обеспечения DSS, основанного на данных, включают:

  • Географические информационные системы (ГИС)

  • Системы файловых ящиков

  • Информационные системы для руководителей

  • Компьютерные базы данных с системами запросов

2. DSS, управляемая моделями

DSS на основе моделей позволяет пользователю анализировать и манипулировать определенными моделями данных, такими как статистика, финансы или планирование. Эти системы поддержки принятия решений специфичны для типа модели, с которой пользователь хочет взаимодействовать, и обычно предлагают меньше данных, чем другие типы DSS. Они анализируют сценарии и данные, позволяя пользователю манипулировать моделью, например, составлять график работы. Они могут использовать простые инструменты анализа или сложные статистические данные, в зависимости от назначения модели и потребностей пользователя. Менеджеры, сотрудники и третьи лица, взаимодействующие с бизнесом, могут использовать DSS на основе моделей.

Примеры программного обеспечения для DSS на основе моделей включают:

  • Программное обеспечение для составления расписания

  • Финансовое моделирование

  • Моделирование анализа решений

  • Оптимизационное программное обеспечение

3. DSS, ориентированная на знания

В DSS, ориентированной на знания, система управления знаниями отслеживает постоянно обновляемые данные об организации для поддержки принятия решений. DSS использует диагностику, прогнозирование, интерпретацию и классификацию, чтобы рекомендовать действия, соответствующие бизнесу. DSS, управляемая знаниями, может быть полезна для менеджеров, поскольку она выполняет задачи быстрее, чем это мог бы сделать человек. Они также могут помочь потребителям решить, какие товары и услуги покупать. Этот вид DSS часто опирается на компонент обработки данных. Руководители, сотрудники и внешние пользователи, например, клиенты, могут использовать DSS, управляемые знаниями.

Примеры программного обеспечения для DSS, основанной на знаниях, включают:

  • Программное обеспечение, определяющее новых или текущих клиентов, которые могут быть заинтересованы в продукции

  • Программное обеспечение для выбора продукта

4. Документально-ориентированные DSS

DSS, основанная на документах, извлекает неструктурированную информацию из различных электронных источников. Он ищет веб-страницы, документы в базах данных и другую информацию на основе поисковых запросов пользователя для сбора релевантной информации. Система DSS, управляемая документами, может быть специфической для личных файлов предприятия или широкой, как обычная поисковая система в Интернете. Любой человек, использующий функцию поиска в базе данных или поисковую систему в Интернете, использует DSS, управляемую документами.

Примеры программного обеспечения для DSS, управляемой документами, включают:

  • Поисковые системы

  • Программное обеспечение для поиска в базе данных

  • Базы данных статей с функциями поиска

5. DSS, управляемая коммуникациями

DSS, ориентированная на коммуникацию, использует инструменты для поддержки общения и сотрудничества. Электронная почта является примером ДСС, ориентированной на коммуникацию. Этот тип DSS включает инструменты совместного доступа, которые позволяют нескольким людям одновременно работать над проектом, и программное обеспечение, обеспечивающее цифровое общение между людьми. Она повышает эффективность и результативность совместного проекта и может помочь облегчить проведение встреч и бесед. Члены внутренней команды, организаторы виртуальных деловых встреч и пользователи программного обеспечения для онлайн-чатов и видеовстреч могут извлечь выгоду из DSS, управляемого коммуникациями.

Система DSS, управляемая коммуникациями, также может называться групповой системой DSS. DSS, ориентированные на коммуникацию, сосредоточены на общении и сотрудничестве, а групповые DSS помогают группам оптимизировать процесс принятия решений. Например, DSS, ориентированная на коммуникацию, может помочь двум людям, работающим в одной компании в разные смены, обмениваться документами. Она также может позволять сотрудникам, находящимся на разных концах страны, виртуально встречаться для просмотра общего файла. Примеры программных DSS, ориентированных на коммуникацию, включают:

  • Чат и службы мгновенного обмена сообщениями

  • Программное обеспечение для совместной работы, например, программное обеспечение для совместного использования и редактирования документов

  • Электронная почта

6. Интеллектуальная DSS

Любая DSS с искусственным интеллектом в своей конструкции является примером интеллектуальной DSS (IDSS). В рамках IDSS искусственный интеллект выполняет поиск и обработку данных для фильтрации больших массивов данных. IDSS предназначены для предоставления услуг, аналогичных услугам человека-консультанта. Они запрограммированы на выявление закономерностей и тенденций для принятия решений. Они также могут решать проблемы и анализировать решения. Компоненты искусственного интеллекта добавляют DSS такие преимущества, как нечеткая логика и машинное обучение. Менеджеры, диагносты и другие лица, принимающие решения, могут использовать IDSS.

Примеры интеллектуальных DSS включают в себя программное обеспечение:

  • Интеллектуальные производственные системы

  • Медицинские диагностические системы

7. Ручные DSS

DSS с ручным управлением полагается на людей, а не на компьютеры для поддержки принятия решений. Группа экспертов анализирует сильные и слабые стороны, возможности и угрозы своей организации или проекта. Ручная DSS намного медленнее, чем компьютерная, но определенные виды анализа все равно требуют человеческого взгляда на каждом этапе. Экономисты, руководители и менеджеры могут использовать ручные DSS.

Примеры ручных DSS включают:

  • Анализ затрат и выгод

  • Матрицы принятия решений

8. Гибридная DSS

Гибридная DSS сочетает в себе части нескольких типов DSS для создания сложного результата. Для решения крупных задач в таких отраслях, как финансы и здравоохранение, могут потребоваться инструменты нескольких систем поддержки принятия решений, таких как DSS, основанная на знаниях, и DSS, основанная на данных. Гибридная DSS может использовать дополнительное программное обеспечение для совместной работы этих компонентов. Иногда человек анализирует и объединяет результаты каждой DSS. Гибридная DSS также может описывать систему, в которой человек работает с DSS для извлечения и манипулирования данными. Медицинские работники, лица, принимающие финансовые решения, и исследователи могут использовать гибридные DSS.

Примеры программного обеспечения гибридной DSS включают:

  • Оценка риска

  • Клиническая DSS

  • Web-ориентированные DSS

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • indeed.com
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться