В идеале руководитель должен всегда сохранять спокойствие, служить для своей команды источником вдохновения и произносить правильные слова в нужный момент.
Но каждый, кто хоть раз в жизни занимал руководящий пост, знает, что так не бывает. Управлять людьми непросто. Сотрудники, менеджеры, клиенты и партнеры непредсказуемы, рабочие ситуации нередко выходят из-под контроля, и неожиданные слова слетают с языка до того, как мозг успевает это осознать.
Будучи руководителем, я не раз испытывала подобные эмоции, но мысль о том, что мне не следовало произносить те или иные фразы, приходила ко мне с большим опозданием.
Мои слова звучали менее однозначно, чем банальное "Вы отвратительно работаете", брошенное кому-то из сотрудников. На первый взгляд они были похожи на обычную офисную болтовню, но в конечном итоге подрывали мой авторитет и понижали эффективность руководства. Вот эти фразы:
1. "Мой начальник не понимает, что делает"
Каждый из нас хоть раз в жизни был недоволен действиями своего руководителя. У тех, кому приходится много общаться со своими подчиненными, нередко возникает желание поделиться мнением о начальстве.
Предположим, что руководитель дал вам неожиданное задание, которое вам с командой предстоит выполнить. Вы говорите: "Я не знаю, почему нам это поручили, но вот что мы должны сделать..." Ваши сотрудники слышат: "Ума не приложу, с чего он решил, что это хорошая идея, но вот новое правило, которое он выдумал".
В результате команда считает, что вы не уверены в правильности действий начальства, и тоже начинают сомневаться. Зачастую это приводит к неудовлетворенности и желанию сменить место работы.
Вы можете не понимать мотивов, которые движут вашим руководителем, и это нормально. Тем не менее, делиться с подчиненными своими сомнениями не стоит.
2. "А вы слышали, что..."
Деловой мир полон слухов и сплетен. Сотрудники ходят из кабинета в кабинет и сообщают друг другу неправдоподобные новости с последнего корпоратива, обсуждают возможные повышения и увольнения. Вы наверняка тоже слышали о грядущем внедрении "того самого предложения, которое внес руководитель соседнего отдела".
Будучи лидером, вы не должны повторять все эти слухи и в особенности обсуждать их со своими подчиненными. В противном случае вы не только будете способствовать их распространению, но и покажете сотрудникам, что допускаете (и поощряете!) сплетни.
3. "Ох уж эти клиенты!"
Предположим, что ваш сотрудник получил выговор от клиента по телефону и просит вас разобраться. Что вы ответите? "Ох, опять этот Петров? Неужели он думает, что мы сейчас бросим все свои дела и кинемся ему помогать? Да он вообще для нас ничего не значит!"
В каком-то смысле такой ответ помогает установить связь с сотрудником. Вы вместе смеетесь над клиентом, удивляясь его требовательности и неадекватности. Каждый раз при упоминании этой фамилии вы обмениваетесь понимающими взглядами и закатываете глаза. Все это помогает справиться с неудобствами, которые возникают при обслуживании Петрова.
И все же подобное поведение означает, что вы принижаете значимость клиентов. Петров - это еще один потребитель ваших товаров или услуг, который заслуживает наилучшего отношения. Умаляя его значимость, вы как бы говорите сотрудникам, что такое отношение к клиентам - это нормально. В результате подчиненные не будут выслушивать жалобы или пытаться помочь.
Настоящий лидер должен быть образцом для подражания в любых вопросах, включая обслуживание, и любыми способами облегчать взаимодействие сотрудников и клиентов.
4. "Это он во всем виноват"
Сроки поджимают, а проект еще не закончен. Напряжение нарастает и грозит вырваться из-под контроля. Если в этот момент кто-то допускает ошибку, которая ставит под угрозу результат коллективной работы, так и хочется разочарованно вздохнуть и переложить всю вину на его плечи. "Вечно он ошибается", - говорите вы своему начальнику, подчиненным и вообще всем, кто готов слушать ваши излияния.
Тем не менее, если ваши жалобы обращены не к непосредственному виновнику, они абсолютно бессмысленны. Кто бы ни допустил эту ошибку, ваша задача заключается в том, чтобы поговорить с ним, а если он не подчиняется вам напрямую, обратиться к его руководителю. В противном случае все увидят, что вы не хотите решать проблему конструктивно и предпочитаете только жаловаться.
5. "Ненавижу свою работу"
Руководить людьми непросто. Помимо сильного давления от вышестоящего руководства, которое ждет, что ваша команда справится с возложенными на нее обязанностями, вы испытываете давление со стороны команды, которая хочет видеть в вас пример для подражания. Вам приходится взаимодействовать с людьми, принадлежащими к различным личностным типам и предпочитающими различные стили работы. Все это невероятно подрывает веру в себя.
Тем не менее, в большинстве случаев вам необходимо просто расслабиться, и вы пытаетесь выговориться, рассказывая начальству, коллегам или подчиненным о том, как сложно руководить другими людьми.
Помните, такие разговоры ничем вам не помогут. Начальство перестанет поручать вам важные задания, а команда начнет сомневаться в вашей способности и желании быть лидером. Подумайте, разве вы стали бы слушаться человека, который открыто ненавидит то, что он делает?
Жалуйтесь друзьям или родственникам! В конечном итоге, попытайтесь найти работу, которая вас устроит, но не позволяйте себе высказывать недовольство на рабочем месте.
Занимая руководящий пост, бывает непросто подобрать правильные слова, однако если вы перестанете употреблять "опасные" фразы, то сможете достичь успеха.
Первая публикация: 2015-04-16
- TheMuse.com
Поделиться