12 компонентов эмоционального интеллекта. Над какими из них стоит поработать?

Эстер руководит небольшой сплоченной командой. Будучи добрым и отзывчивым человеком, она всегда учитывает потребности окружающих. Она умеет решать проблемы и видит в неудачах новые возможности. Она увлеченно работает и является образцом невозмутимости длял коллег. Руководителю Эстер повезло с подчиненной, и он часто хвалит ее за высокий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ). Эстер гордится своим эмоциональным интеллектом и радуется, что ей не нужно работать над ним в рамках программы по развитию лидерских качеств и навыков. Несмотря на позитивный настрой, Эстер кажется, что ее карьера стоит на месте. Ее производительность просто не соответствует критериям для повышения. "Вот тебе и эмоциональный интеллект", - думает она.

Эстер и ее руководитель попали в одну и ту же ловушку. Они определяют этот термин слишком узко. Они сосредотачиваются на умении Эстер общаться, проявлять чувства и нравиться подчиненным, однако забывают о других важных компонентах эмоционального интеллекта, которые требуются сильному и эффективному руководителю.  В статье, недавно опубликованной на портале HBR отмечается, что доброму и положительному руководителю вроде Эстер может недоставать таких качеств, как умение сообщать сотрудникам плохие новости, возражать им при необходимости, внедрять изменения и нестандартно мыслить. Это свидетельствует отнюдь не о том, что уровень эмоционального интеллекта Эстер слишком высок, а о том, что ее навыки развиты неравномерно. За последние 30 лет мы изучили сильные стороны выдающихся лидеров и выработали оптимальную модель эмоционального интеллекта и лидерского мастерства. Мы очертили гармоничный круг способностей, благодаря которым лидер может справляться с вышеперечисленными трудностями.

Существует немало моделей эмоционального интеллекта с различными наборами способностей. Иногда эмоциональный интеллект называют EQ, по аналогии с коэффициентом интеллекта. Мы предпочитаем называть его EI. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов: самоанализа, самоуправления, социальной осведомленности и управления отношениями. С этими четырьмя компонентами напрямую связаны 12 приобретаемых компетенций, которые определяют производительность работы руководителя (см. таблицу). Эстер обладает несколькими компетенциями - например, умением сопереживать, контролировать себя и позитивно смотреть на мир. Тем не менее, некоторые компетенции ей недоступны - например, стремление к достижениям, влиятельность, умение улаживать конфликты, работать в команде и воодушевлять окружающих. Компетенции из первой и второй групп требуют равной эмоциональной отдачи и обладают равным приоритетом для руководителя, который желает развиваться в правильном направлении.

Компоненты и компетенции эмоционального интеллекта

Самоанализ Самоуправление Социальная осведомленность Управление отношениями
Анализ собственных эмоций Управление своими эмоциями Умение сопереживать Влиятельность
Способность адаптироваться Обучение и наставничество
Стремление к достижениям Организационная осведомленность Управление конфликтами
Позитивный взгляд на мир Командная работа
Вдохновляющее руководство

 

К примеру, если бы Эстер умела управлять конфликтами, она бы не испытывала затруднений при раздаче отрицательных отзывов о работе подчиненных. Если бы она стремилась расширить свою зону влияния, она хотела бы давать подобные отзывы, потому что они помогают людям расти в профессиональном плане. Предположим, что у Эстер есть властный и жесткий коллега. Если бы она обладала сбалансированным набором компетенций, связанных с эмоциональным интеллектом, она бы обсудила проблемы с коллегой напрямую, вместо того, чтобы пытаться сгладить углы при каждой попытке взаимодействия. При этом способность контролировать свои эмоции помогла бы ей конструктивно рассказать собеседнику, что конкретно идет не так, как ей хотелось бы. Вся суть управления конфликтами заключается в том, чтобы поднимать проблемные вопросы. Кроме того, Эстер могла бы поработать над стратегией распространения влияния и объяснить коллеге, что она желает ему успехов и что если бы он последил за тем, как его стиль управления воздействует на окружающих, он бы понял, какую выгоду сулят изменения.

Аналогичным образом, если бы Эстер развивала свои способности к вдохновляющему руководству, она бы реализовала эти изменения с большим успехом. Руководитель с этой компетенцией умеет подбирать аргументы, которые взывают не только к тем, с кем он говорит, но и к нему самому, что дает всем мотивацию двигаться в нужном направлении.  И в самом деле, некоторые исследования обнаружили тесную связь между уровнем эмоционального интеллекта, способностью внедрять изменения и стратегически руководить.

Таким образом, для достижения успеха лидер должен развить в себе компетенции, связанные с уровнем эмоционального интеллекта, и поддерживать баланс между ними. Только в этом случае от него можно ожидать великолепных результатов.

Как узнать, какую именно компетенцию следует развивать, особенно если вам кажется, что в некоторых областях у вас все в порядке?

Вернитесь к таблице и прочтите список повторно. Как было отмечено выше, существует несколько формальных моделей эмоционального интеллекта. Некоторые из них включают в себя инструменты для оценки. Выбирая инструмент, всегда учитывайте, насколько хорошо он позволяет предсказать результаты управленческой деятельности. Некоторые инструменты помогают исследовать самооценку. Они больше похожи на личностные тесты, формирующие "я-схему". Другие инструменты (например, коммерческий продукт MSCEIT, разработанный президентом Йельского университета Питером Саловеем и его коллегами) больше соотносятся с коэффициентом интеллекта.

Мы рекомендуем провести всестороннюю оценку, основанную не только на самоанализе, но и на взглядах тех, кто хорошо вас знает. Информация извне позволит оценить все компоненты эмоционального интеллекта, включая способности к самоанализу (если бы вы не анализировали свои действия, то как бы вы узнали о своей неспособности к самоанализу?). Точная оценка ваших достоинств и недостатков может исходить только от тех, с кем вы непосредственно работаете.  Чем больше людей вы опросите, тем полнее будет общая картина.

По результатам исследований, формальная всесторонняя оценка, которая включает в себя систематические анонимные опросы подчиненных, не имеет никакой связи с личностью руководителя и коэффициентом его интеллекта, но при этом наилучшим образом предсказывает эффективность его действий, реальные результаты, степень вовлеченности в работу и удовлетворенности жизнью. В эту категорию попадает наша модель ESCI 360 (Emotional and Social Competency Inventory), разработанная в соавторстве с Korn Ferry Hay Group. Он позволяет оценить 12 компетенций на основании наблюдений за деятельностью лидера со стороны. Чем сильнее различия между тем, как он оценивает себя сам, и тем, как оценивают его окружающие, тем ниже его уровень эмоционального интеллекта и тем хуже результаты его деятельности.

Эти оценки позволяют продвинуться в определении реального уровня эмоционального интеллекта, однако первым шагом в устранении слабостей должно стать осознание того, что все 12 компетенций необходимо рассматривать в совокупности. Самым эффективным методом устранения недостатков является разговор с индивидуальным консультантом. Настоящий эксперт окажет вам неоценимую поддержку, пока вы будете совершать ошибки в процессе обучения.

Даже тем, кто обладает очевидно сильными задатками лидера, всегда есть куда расти. Не ограничивайте свое развитие, предполагая, что эмоциональный интеллект - это прежде всего доброжелательное отношение к окружающим, что его нельзя улушить или что он никак не поможет вам в карьере.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • Hbr.org
Автор перевода: 
  • Айрапетова Ольга