Предлагаемый нами словарь компетенций стандартизирован на выборке из 1129 человек в 2008 г.
На первом этапе исследования респонденты оценивали степень соответствия «ключевых поведенческих индикаторов» (КПИ) заявленному описанию компетенции. Задача респондентов заключалась в том, чтобы оценить по 5-ти бальной шкале, соответствие 10 предложенных КПИ описанию компетенции. Общий объем выборки составил 818 человек, в возрасте от 17 до 67 лет, средний возраст 30.15 лет, из них мужчин 150 человек (18.34%), женщин 668 (81.66%). Общее число респондентов с опытом руководства людьми 468 (57.21%), с опытом в области тестовых технологий 102 (12.47%), без опыта руководства людьми и опыта в области тестовых технологий 248 (30.32%).
На втором этапе исследования, испытуемым предлагалось пройти процедуру самооценки выраженности компетенций. Общий объем выборки составил 311 человек, в возрасте от 18 до 58 лет, средний возраст 32.09 года, из них мужчин 51 человек (16.40%), женщин 260 (83,60%). Общее число испытуемых с опытом оценки персонала 215 (69.12%), без опыта оценки персонала 96 (30.88%). Общее число испытуемых с опытом руководства 130 (41.80%), без опыта руководства персоналом, но с опытом в сфере управления персоналом 165 (53.05%), без опыта 16 (5.14%).
Оценка содержательной валидности
Анализ оценок респондентов позволил отобрать по 5 КПИ для каждой компетенции. Общая статистика по всем отобранным КПИ представлена в таблице 1.
Таблица 1. Среднегрупповая оценка соответствия КПИ.
Mean |
Median |
Mode |
Min. |
Max. |
Нижняя квартиль |
Верхняя квартиль |
Std.Dev. |
4,08 |
4,09 |
4,00 |
3,46 |
4,57 |
3,97 |
4,20 |
0,18 |
Из представленной таблицы видно, что средняя оценка респондентами КПИ составляет 4.089, что соответствует «хорошему уровню соответствия» индикаторов заявленному описанию компетенций. Медианное значение, и наиболее распространенная оценка (мода) составляют 4.099 и 4 балла соответственно. Среднегрупповые оценки респондентов находятся в диапазоне от 3.46 до 4.57.
Для оценки согласованности мнений респондентов мы использовали интраклассовый коэффициент корреляции. Полученные результаты представлены в таблице 2 отдельно по каждой компетенции.
Таблица 2. Оценка согласованности мнений респондентов.
Компетенции |
Коэф. согласованности |
Концептуальность Мышления |
0,70 |
Инновационность Мышления |
0,73 |
Аналитическое Мышление |
0,75 |
Ориентация на стратегию |
0,67 |
Творческое Мышление |
0,69 |
Принятие Решений |
0,73 |
Управление Изменениями |
0,73 |
Разделение Ответственности |
0,63 |
Информирование |
0,76 |
Командное Лидерство |
0,85 |
Влияние и воздействие |
0,61 |
Активное слушание |
0,72 |
Установление контактов |
0,75 |
Командная работа |
0,75 |
Коммуникативность |
0,74 |
Управление конфликтами |
0,80 |
Ориентация на результат |
0,62 |
Установка на обучение |
0,81 |
Ориентация на клиента |
0,84 |
Гибкость |
0,82 |
Понимание компании |
0,80 |
Планирование |
0,74 |
Эмпатия |
0,78 |
Адаптируемость |
0,72 |
Последовательность |
0,74 |
Креативность |
0,79 |
Управление рисками |
0,80 |
Стресс-менеджмент |
0,79 |
Открытость |
0,68 |
Уверенность в себе |
0,81 |
Организованность |
0,81 |
Значения интраклассовых корреляций колеблются в диапазоне от 0,61 до 0,85, что свидетельствует о достаточно высоком уровне согласованности мнений.
Оценка надежности (внутренней согласованности) словаря
С помощью коэффициентов альфа и split-half надежность, оценивалась внутренняя непротиворечивость шкал словаря. Данный показатель отражает однородность, внутреннее постоянство или устойчивость КПИ по отдельным компетенциям.
Таблица 3. Оценка надежности (внутренней непротиворечивости) перечня компетенций (n=311).
Компетенции |
Альфа-Кронбаха |
Split-half надежность |
Концептуальность Мышления |
0,77 |
0,76 |
Инновационность Мышления |
0,76 |
0,75 |
Аналитическое Мышление |
0,76 |
0,80 |
Ориентация на стратегию |
0,79 |
0,80 |
Творческое Мышление |
0,79 |
0,81 |
Принятие Решений |
0,69 |
0,61 |
Управление Изменениями |
0,76 |
0,76 |
Разделение Ответственности |
0,69 |
0,72 |
Информирование |
0,71 |
0,76 |
Командное Лидерство |
0,77 |
0,76 |
Влияние и воздействие |
0,73 |
0,71 |
Активное слушание |
0,65 |
0,69 |
Установление контактов |
0,80 |
0,79 |
Командная работа |
0,74 |
0,70 |
Коммуникативность |
0,63 |
0,62 |
Управление конфликтами |
0,79 |
0,75 |
Ориентация на результат |
0,73 |
0,76 |
Установка на обучение |
0,61 |
0,64 |
Ориентация на клиента |
0,72 |
0,64 |
Гибкость |
0,71 |
0,72 |
Понимание компании |
0,76 |
0,77 |
Планирование |
0,76 |
0,76 |
Эмпатия |
0,71 |
0,67 |
Адаптируемость |
0,68 |
0,69 |
Последовательность |
0,60 |
0,66 |
Креативность |
0,72 |
0,69 |
Управление рисками |
0,74 |
0,79 |
Стресс-менеджмент |
0,68 |
0,76 |
Открытость |
0,73 |
0,72 |
Уверенность в себе |
0,74 |
0,77 |
Организованность |
0,76 |
0,76 |
При проверке существующих шкал традиционным способом - путем расчета корреляций между КПИ и суммарным баллом по шкале (компетенции) – было выявлено, что практически все пункты значимо коррелируют со "своими" шкалами (компетенциями) со средним коэффициентом корреляции равным 0,66. Значение средних коэффициентов корреляции по шкалам представлено в таблице 4.
Таблица 4. Средний коэффициент корреляции по шкалам.
Компетенции |
Средний коэффициент корреляции |
Концептуальность Мышления |
0,68 |
Инновационность Мышления |
0,69 |
Аналитическое Мышление |
0,69 |
Ориентация на стратегию |
0,71 |
Творческое Мышление |
0,70 |
Принятие Решений |
0,63 |
Управление Изменениями |
0,69 |
Разделение Ответственности |
0,66 |
Информирование |
0,66 |
Командное Лидерство |
0,71 |
Влияние и воздействие |
0,67 |
Активное слушание |
0,61 |
Установление контактов |
0,72 |
Командная работа |
0,69 |
Коммуникативность |
0,61 |
Управление конфликтами |
0,70 |
Ориентация на результат |
0,66 |
Установка на обучение |
0,59 |
Ориентация на клиента |
0,65 |
Гибкость |
0,66 |
Понимание компании |
0,68 |
Планирование |
0,68 |
Эмпатия |
0,65 |
Адаптируемость |
0,63 |
Последовательность |
0,59 |
Креативность |
0,69 |
Управление рисками |
0,67 |
Стресс-менеджмент |
0,64 |
Открытость |
0,65 |
Уверенность в себе |
0,67 |
Организованность |
0,68 |
Данные представленные в табл. 3 и 4 отчетливо указывают на довольно высокую однородность разработанного нами перечня компетенций и, следовательно, на его надежность.
Кластерный анализ шкал
Для понимания того, как группируются отдельные компетенции, мы использовали кластерный анализ. В качестве метода кластеризации использовался «метод k средних». Суть этого метода состоит в том, чтобы минимизировать изменчивость внутри кластеров и максимизировать изменчивость между кластерами. В результате мы выделили 6 кластеров. Полученные результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты кластерного анализа компетенций.
Кластер 1: Адаптивные компетенции |
Distance |
Гибкость |
1,411812 |
Адаптируемость |
1,370985 |
Стресс-менеджмент |
1,886565 |
Кластер 2: Личная эффективность |
Distance |
Ориентация на стратегию |
1,678041 |
Принятие Решений |
1,591497 |
Информирование |
1,592507 |
Влияние и воздействие |
1,581566 |
Установление контактов |
2,252487 |
Коммуникативность |
1,636324 |
Ориентация на результат |
1,469869 |
Установка на обучение |
2,028035 |
Понимание компании |
1,878393 |
Уверенность в себе |
1,919372 |
Кластер 3: Инновационность |
Distance |
Инновационность Мышления |
1,260566 |
Творческое Мышление |
1,085104 |
Управление Изменениями |
1,384558 |
Креативность |
1,228922 |
Кластер 4: Командная эффективность |
Distance |
Разделение Ответственности |
1,570028 |
Командное Лидерство |
1,634251 |
Командная работа |
1,454134 |
Управление конфликтами |
1,792516 |
Ориентация на клиента |
1,609136 |
Последовательность |
1,535166 |
Кластер 5: Социальная чуткость |
Distance |
Активное слушание |
1,178132 |
Эмпатия |
1,129835 |
Открытость |
1,537666 |
Кластер 6: Решение проблем |
Distance |
Концептуальность Мышления |
1,663839 |
Аналитическое Мышление |
1,416440 |
Планирование |
1,390089 |
Управление рисками |
2,233305 |
Организованность |
1,934756 |
Проведенный кластерный анализ позволил сгруппировать описанные нами компетенции в предлагаемый словарь-справочник.
Поделиться