От ящика для предложений к Твоей идее работает: как стимулировать инновации внутри компании

В условиях стремительно меняющегося рынка, когда спрос сужается, а прибыль сокращается, руководители предприятий вынуждены искать новые подходы, продукты и стратегии. Оптимизировать расходы и повысить эффективность могут помочь идеи сотрудников – настоящая золотая жила инноваций.

История использования идей персонала для улучшения работы организаций насчитывает несколько столетий. Первые программы приема предложений появились еще в 1770 году на судах британского флота. Тогда ящик для предложений стал единственным способом безопасного выражения мнений, ведь любое несогласие с адмиралом могло привести к смертной казни. Анонимность позволила морякам делиться идеями и улучшать условия на кораблях.

Позднее, в 1880 году, ящик для предложений появился на шотландской судостроительной верфи William Denny & Brothers. Владельцы компании обещали вознаграждать сотрудников за идеи, которые можно было применить на практике. Эта практика стала популярной в Европе и Северной Америке во время Второй мировой войны и впоследствии стала частью концепции TQM (Total Quality Management).

Мы тоже решили внедрить подобный подход в нашей компании. Первое, что мы сделали, – проанализировали интеллектуальный потенциал сотрудников. Оказалось, что большинство из них имеют высшее образование и постоянно повышают квалификацию, а значит, способны генерировать ценные рационализаторские идеи.

Мы запустили программу сбора предложений, объявив о ней через корпоративную газету и личные сообщения от руководителей. Ящики для предложений появились как в офисе, так и на корпоративном сайте. Однако результаты были неутешительными: за год не поступило ни одного предложения.

Анализ ситуации показал, что причина неудачи – в самой форме сбора идей. Сотрудники часто высказывают рационализаторские идеи в неформальной обстановке, но им сложно оформить их в виде официальных предложений. Кроме того, не у всех есть навыки продажи своих идей.

Как же сделать идеи доступными и мотивировать сотрудников делиться ими? Мы разработали корпоративный проект Твоя идея работает (ТИР), который формализует процесс генерации идей и их реализации:

  1. Генерация идей: Сотрудники могут предлагать идеи по улучшению конструкции изделий, рабочих процессов, внедрению новых технологий и материалов, а также оптимизации работы в любых сферах деятельности компании. Главное – чтобы идея была новой и полезной.
  2. Формирование первичного пула идей: Лидеры проекта, увлеченные инновациями, мотивируют сотрудников делиться своими идеями и формируют группу по инновациям, которая анализирует и развивает предложения.
  3. Организация рационализаторской деятельности: Корпоративное Положение регулирует все вопросы программы ТИР, а комиссия из главных инженеров, HR-специалистов и экспертов координирует работу над идеями.
  4. Развитие и обогащение идей: Система информирования обеспечивает доступ ко всем идеям, чтобы избежать споров об авторстве. Первенство признается за автором, который первым представил оформленное предложение.
  5. Управленческая оценка идей: Используется интегральный показатель, который рассчитывается на основании параметров полезность и усилия, необходимые для внедрения. Экспертная комиссия ежемесячно рассматривает предложения и выносит решение о их реализации, доработке или архивировании.
  6. Отбор идей для практической реализации: Комиссия принимает коллегиальное решение о реализации идеи, назначает ответственного исполнителя и устанавливает сроки.
  7. Мотивация персонала: Сотрудникам, чьи идеи реализуются, выплачивается вознаграждение в зависимости от экономического эффекта от внедрения предложения. Кроме того, все участники проекта получают благодарственные письма, а лучшие рационализаторы награждаются ценными подарками.

Проект Твоя идея работает уже принес ощутимые результаты: за год было реализовано восемь предложений, которые принесли компании более 2 миллионов гривен экономического эффекта.

Программа Твоя идея работает демонстрирует, что компания ценит идеи своих сотрудников. Эта система мотивирует сотрудников генерировать и прорабатывать свои идеи, воплощая стремление к творческому созиданию.

Твоя идея работает – это не просто проект, а новый подход к управлению инновациями, который позволяет компании повысить свою конкурентоспособность и стать лидером на рынке.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться