А.Р. Лурия, выдающийся ученый, внесший значительный вклад в мировую психологическую науку, был тесно связан с психологической школой Л.С. Выготского. Влияние их сотрудничества на научные взгляды Лурия было огромным.
Встреча с Выготским в 1924 году стала поворотным моментом для Лурия, разделив его жизнь на до и после. Молодой Лурия был впечатлен идеями Выготского, его четкой аргументацией и глубоким пониманием сознания. Именно по инициативе Лурия Выготский переехал в Москву, где стал лидером научной молодежи Психологического института.
Лурия, будучи младше Выготского всего на пять лет, признал его своим учителем и в течение десяти лет их связывали тесные отношения сотрудничества.
В 20-х годах XX века, на основе общей теоретической платформы (культурно-исторической теории, критики рефлексологического подхода и др.), сформировалась знаменитая тройка ученых: Выготский, Лурия и Леонтьев. К ним впоследствии присоединились Запорожец, Славина, Левина, Божович и Морозова, образовав восьмерку единомышленников, руководимую Выготским.
Общая задача московской психологической школы заключалась в экспериментальной проверке культурно-исторической концепции Выготского. Исследования проводились по единой программе, изучая опосредствованный характер различных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) у детей, как здоровых, так и умственно отсталых. Цель - преодолеть психологический кризис и построить новую научную психологию.
В начале своего сотрудничества, Выготский и Лурия начали исследовать последствия поражения высших и низших уровней мозговой организации. Они изучали влияние речевых нарушений (афазий) на другие психические функции, а также феномен компенсации патологических двигательных симптомов с помощью создания смыслового поля.
Лурия считал, что работа Выготского в клинике была одной из самых плодотворных, как в теоретическом, так и в практическом плане. Именно исследования в этой области привели к убеждению, что неврологию необходимо пересмотреть и связать с психологической теорией. Это впоследствии привело к возникновению нейропсихологии.
В 30-х годах XX века, Лурия, вместе с Выготским, организовал две экспедиции в Среднюю Азию, чтобы изучить влияние культурной среды на формирование познавательных процессов.
Экспедиции, проводимые с целью исследования когнитивных процессов у грамотных и неграмотных жителей Узбекистана и Киргизии, собрали ценные данные, о которых Выготский писал Лурия: Блестящие результаты, заслуживающие мировой известности. Однако политическая обстановка того времени не позволила продолжить исследования.
Несмотря на все трудности, Лурия смог подтвердить справедливость основного замысла экспедиций - общественно-исторический характер высших психических функций человека.
В это же время, Лурия занимался исследованиями психических функций у близнецов, стремясь разделить биологические (генетические) и социальные (культурные) детерминанты психического развития.
К сожалению, работа была прервана после постановления о педологии в 1936 году.
После смерти Выготского в 1934 году, его школа подверглась критике, но Лурия, верный своему учителю, продолжал разделять его взгляды.
Наиболее важным направлением в творчестве Лурия, зародившимся совместно с Выготским в 20-х годах XX века, стала нейропсихология. Именно она стала главным делом его жизни.
В военные годы, Лурия возглавил госпиталь, где проводил восстановление различных психических функций у солдат. Эта практическая работа, в сочетании с теоретическим анализом результатов, позволила ему сформулировать основные положения нейропсихологии как самостоятельной дисциплины.
После войны, Лурия продолжил свои нейропсихологические исследования, сосредоточившись на изучении распада и восстановления высших психических функций.
В 50-х годах XX века, Лурия был вынужден сменить место работы и тематику исследований, продолжая следовать идеям Выготского.
В 60-х и 70-х годах XX века, нейропсихология окончательно оформилась в самостоятельную дисциплину, тесно связанную с медициной и физиологией.
Лурия создал отечественную нейропсихологическую школу, отличительной чертой которой стали четкие теоретические представления, базирующиеся на теории Выготского о генезе и психологической структуре высших психических функций.
Особое внимание Лурия уделял принципу синдромного анализа последствий локальных поражений мозга, а также факторной основе нейропсихологических синдромов.
Разработанная Лурия батарея луриевских методов нейропсихологического исследования, набор тестов для топической диагностики локальных поражений мозга, широко используется в клиниках по всему миру.
Важнейшим методологическим принципом, объединяющим теоретические воззрения Выготского и Лурия, является принцип системного анализа психических явлений, изучения психических функций и сознания в целом как системных образований.
Лурия, следуя идеям Выготского, распространил детерминистический социально-исторический подход не только на высшие психические функции, но и на сознание в целом.
Сознание, по мнению Лурия, характеризуется смысловым и системным строением.
А.Р. Лурия, как ученик и последователь Л.С. Выготского, активно участвовал в построении новой научной психологии, опираясь на идеи своего учителя и активно разрабатывая проблемы, такие как социальная и биологическая детерминация психики, опосредствование высших психических функций знаками, системная организация психических функций и сознания, мозговая организация психических процессов и другие.
Вклад Л.С. Выготского в психологическую науку был огромным, и его идеи оказали решающее влияние на формирование научных взглядов А.Р. Лурия, который, в свою очередь, творчески продолжил дело своего учителя, внеся свой значительный вклад в развитие психологической науки.
Благодаря работам Выготского и Лурия, психологическая школа Выготского стала известна во всем мире, а ее идеи по-прежнему актуальны и привлекают внимание ученых.
Поделиться