Теоретическое обоснование методик
Диагностика развития воображения у детей раннего возраста важна как для выявления одаренности, так и задержки психического развития. Она позволяет своевременно оказать ребенку необходимую помощь.
Характеристики воображения
Разные авторы по-разному определяют воображение. Т. Рибо (1901) рассматривал его как процесс создания представлений, комбинирование нового из элементов старого. С.Л. Рубинштейн (1940) подчеркивал, что основной момент изображения - возникновение и формирование целостного образапредставления, в этом заложено преобразование элементов действительности.
Ж. Пиаже (1986) утверждал, что образ - это активная копия воспринятого, а воображение основано на действии как форме имитирования. Дж. Брунер (1977) еще более тесно связывал изображение с действием, подчеркивая, что у детей сначала наблюдается представление действием, а затем - представление образами.
Л. С. Выготский (1983) считал, что воображение складывается в игре, которая отличается созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Д.Б. Эльконин (1978) рассматривал мнимую ситуацию в игре как модель социальных отношений.
Более развитые формы фантазии исследовал И.М. Розет (1977), выделивший ее важнейший механизм - остранение - возможность наблюдать создаваемые образы как бы со стороны.
Основные показатели развития воображения у детей раннего возраста
В исследовании Н.Н. Палагиной (1992) были выделены следующие показатели спонтанной познавательной активности ребенка, демонстрирующие развитие его воображения:
- Перекомбинирование предметной среды: перенос предмета в разные условия, использование его в новой функции, придание новых значений и названий (игровое отношение ребенка к окружающему).
- Называние (опредмечивание) бесформенных объектов.
- Иллюстрирование (детализация) словесных сообщений изобразительными действиями: активность Покажи, как.
- Словесное дорисовывание (детализация) краткого сообщения или нечетко воспринимаемого события.
- Моделирование игровыми средствами: текущих событий, прошлых впечатлений, словесных сообщений.
- Перенос сюжета на другие игрушки.
- Варьирование игровых действий, учет специфики персонажа.
- Обособление позиции персонажа, диалог с игрушкой.
- Диалог по телефону с несуществующим абонентом.
- Режиссерская игра.
Эти показатели соответствуют основным характеристикам воображения: способности воссоздать целостный образ по отдельным элементам, создавать мнимые ситуации путем перекомбинирования элементов прошлого опыта и моделирования действительности игровыми средствами, способности остраняться и видеть воображаемое как бы со стороны.
Принципы построения диагностических методик
Построение методик диагностики развития воображения у детей раннего возраста определяется общей концепцией развития психики. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1983) подчеркивает, что каждая высшая психическая функция появляется сначала как форма сотрудничества, а затем - как индивидуальный способ поведения.
С.Я. Рубинштейн (1970) настаивает на включении в процедуру диагностики помощи взрослого ребенку, дозируемой и четко учитываемой.
Л.А. Венгер (1978) подчеркивает необходимость строить диагностику с учетом не только результатов, но и процесса и способов решения заданий.
Э.Л. Фрухт (1989) обращает внимание на быстрый темп, неравномерность и скачкообразность развития детей раннего возраста. Она считает, что в методиках должны быть даны: название показателя, срок его формирования, материал, необходимый для проверки развития, ситуация проверки, методика определения развития, поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания.
Диагностические методики
Н.Н. Палагина предлагает 10 методик диагностики фантазии у детей раннего возраста на доречевом и раннеречевом уровнях:
Доречевые формы воображения (1-2,5 года)
I. Игровое отношение к предметам:
- Взрослый демонстрирует действия с предметом, побуждая ребенка к подражанию.
- Отмечается раскованность движений ребенка, разнообразие действий с предметом, использование его в неспецифической функции.
II. Опредмечивание (называние) бесформенных изображений:
- Взрослый рисует простые геометрические фигуры, предлагая ребенку назвать их.
- Отмечается интерес ребенка к рисунку, попытки назвать изображение.
III. Активность типа Покажи, как:
- Взрослый рассказывает сказку Курочка Ряба, побуждая ребенка изобразить действия персонажей.
- Отмечается появление иллюстративных действий ребенка (стучит кулачком, перебирает пальцами, гладит себя).
IV. Моделирование бытовых впечатлений игровыми средствами:
- Взрослый предлагает ребенку сыграть в ситуации, знакомые из реальной жизни (кормить куклу, укладывать ее спать).
- Отмечается способность ребенка отобразить в игре действия, выполняемые реально с ним самим.
Словесные формы воображения (2,5-4 года)
V. Перенос освоенного игрового действия на другие игрушки:
- Взрослый предлагает ребенку сыграть с разными игрушками, используя те же действия, что и с куклой.
- Отмечается способность ребенка выполнять действия с разными игрушками, проявляя сочувствие забытым персонажам.
VI. Словесное дорисовывание (детализация) краткого сообщения:
- Взрослый описывает реальные события, побуждая ребенка продолжить рассказ.
- Отмечается способность ребенка добавлять детали к рассказу, дорисовывая картину события.
VII. Моделирование прошлого опыта игровыми средствами:
- Взрослый расспрашивает ребенка о недавнем ярком событии, предлагая смоделировать его с помощью игрушек.
- Отмечается способность ребенка изобразить в игре события, которые он пережил.
VIII. Моделирование словесных сюжетов игровыми средствами:
- Взрослый рассказывает сказку Теремок, предлагая ребенку построить теремок и сыграть в него.
- Отмечается способность ребенка воспроизводить сюжет сказки с помощью игрушек, придумывать диалоги.
IX. Телефон без абонента:
- Взрослый предлагает ребенку позвонить по телефону и поговорить с несуществующим абонентом.
- Отмечается способность ребенка вести диалог с воображаемым партнером.
X. Режиссерская игра:
- Взрослый предлагает ребенку играть с тремя куклами, исполняющими разные роли.
- Отмечается способность ребенка по-разному играть с персонажами, вести диалог с ними, передавая их чувства и характеры.
Оценка уровня развития воображения
Оценка уровня развития воображения дается по результатам нескольких методик. Учитывается характер инструкции. Более сложные инструкции (№ 1) выявляют уровень развития выше среднего; № 2 - средний уровень; № 3 - ниже среднего.
Сводные показатели развития воображения
Доречевые формы фантазии (второй год жизни)
- Действия с предметами: Комбинирование предметов, условное действие, использование предмета в неосвоенной функции.
- Речевое общение: Участие в мнимых ситуациях, активность Покажи, как, одушевление предметов, опредмечивание.
Словесные формы фантазии (третий и четвертый годы жизни)
- Действия с предметами: Придание сюжетных значений действиям, моделирование впечатлений из разных источников, гибкость игровых действий, ролевое поведение.
- Речевое общение: Игровое отношение к речи, словотворчество, детализация образов, вариативность позиции игрушки, создание фантастических образов, личностное включение в воображаемые события.
Заключение
Диагностические методики, предложенные Н.Н. Палагиной, помогают оценить уровень развития воображения у детей раннего возраста, определить индивидуальные особенности ребенка и своевременно оказать ему необходимую помощь.
Поделиться