Эпидемия COVID19 добавила проблем бизнесу во всем мире. А в РФ положение ухудшается еще и из-за СВО и постоянно вводимых санкций со стороны западных государств.
Во время и после эпидемии COVID19
В период самоизоляции все работодатели, представленные в РФ, обязаны были сохранить за работниками средний заработок. Во многих зарубежных компаниях существовали также и дополнительные выплаты.
Чтобы сохранить персонал, но при этом снизить затраты на аренду офисных площадей и поддержание их в работоспособном состоянии, компании в массовом порядке осваивают удаленку. Даже те, кто ранее не применял такой режим работы, вынуждены перестраиваться.
Но одной удаленки мало, во время эпидемии возросли и запросы сотрудников на гибкий график.
И если российские работодатели идут на такие послабления крайне неохотно, то зарубежные применяют вовсю и позволяют своим работникам до некоторой степени самим определять, когда им удобнее выполнять работу.
Тяжесть ситуации с новым, ранее неизвестным заболеванием и трудности, из-за него возникшие, негативно влияют и на психологическое состояние работников. В связи с этим многие зарубежные работодатели организовывают психологическую помощь своим сотрудника в виде:
-
Консультаций психологов, частично или полностью оплачиваемых работодателем или в рамках ДМС.
-
Групповых корпоративных психологических тренингов.
-
Иных мероприятий, направленных на снятие повышенной тревожности и достижение эмоциональной стабильности.
Сегодня уже можно сказать, что эпидемия пошла на спад и работодатели сделали определенные выводы. По оценкам экспертов и проведенным опросам трудоспособного и трудоустроенного населения, наиболее эффективными мерами поддержки стали:
-
Финансовые выплаты.
-
Расширение программ медицинского страхования.
-
Возможность удаленки или гибридного режима, гибкого графика.
-
Психологическая поддержка.
После начала СВО
Санкции в отношении РФ – не новость, большинство компаний, в том числе и зарубежных давно научились их обходить. Однако начало СВО изрядно пошатнуло бизнес с иностранным участием.
Западные компании, представленные в РФ, можно условно разделить на 3 группы:
-
Объявившие, что покидают Россию.
-
Приостановившие бизнес в РФ, в том числе перенесшие его в другие страны.
-
Продолжающие работать, несмотря на проблемы.
Таких, что приняли решение целиком и полностью покинуть Россию, не очень много. Они в, основном, продают свои активы и сокращают персонал. Мерой поддержки работников у них можно считать разве что повышенные выплаты работникам при сокращении. В среднем они составляют около 5-6 окладов.
Сейчас, через два года после начала СВО, часть из ушедших компаний (например, «Кока-кола») планирует вернуться. Сделать это они, конечно, могут (хотя проданные активы никто не вернет), но вот доверие не только потребителей, но и персонала им придется завоевывать заново.
Другие же, несмотря на громкие заявления, продолжают работать. Соответственно их персонал имеет те же корпоративные «плюшки» ( в основном ДМС), что и раньше.
Наибольшее количество западных компаний в РФ окончательно сжигать мосты не стали, но сообщили о сокращении бизнеса, приостановке поставок, консервации планов развития, закрытии магазинов и торговых точек.
При этом почти все они заявляют о намерении сохранить персонал и избежать сокращений.
Так, «Икеа» заявляла о намерении сохранить все льготы работников, продолжать выплачивать зарплату, а тем, кто остался без работы из-за закрытия магазинов, обеспечить другой функционал.
Однако за 2023 году распродала практически все ключевое имущество в РФ, запустила процесс сокращения численности персонала и не планирует возобновлять работу.
Но принадлежащие ей ТРЦ «Мега» и некоторые другие аффилированные юрлица работают в обычном режиме и готовы принять часть персонала.
Те же, кто остался, сворачивают новые проекты и пытаются адаптироваться к новым условиям, строят новые логистические цепочки, наращивают связи с российскими партнерами и представителями «дружественных» стран, интегрируются в российскую банковскую систему.
Многие бренды одежды, как распродающие в РФ остатки старых коллекций, так и пытающиеся наладить полноценные поставки в условиях санкций, поддерживают персонал путем введения частично оплачиваемых простоев, неполной рабочей недели, отправки в оплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска. Это позволяет сохранить его на случай возобновления торговли в полном объеме.
По примерно такому же пути идут компании в других отраслях реального сектора экономики, не предполагающего перевод основной массы сотрудников на удаленку для снижения затрат.
Часть иностранных бизнесменов в сферах айти, медийных технологий и некоторых других приняли решение вывести бизнес из РФ в пограничные страны вместе с работниками. Одни, предлагая своим сотрудникам релоцироваться, материально поддерживают их переезд, организуют специальные вывозные авиарейсы, оказывают юридическую помощь в получении документов и легализации статуса «на новом месте» и прочее.
Другие просто выплачивают материальную помощь на время адаптации.
Активно развиваются сейчас компании из Китая и других дружественных стран. Они активно занимают свободные ниши, «подбирают» освободившихся работников ушедших фирм и не брезгуют «переманиваем» из пока еще работающих. В качестве своих преимуществ они предлагают:
-
Перспективную работу и возможность развития.
-
Обучение, повышение квалификации за счет работодателя.
Что происходит в русских компаниях
Конечно, СВО и санкции не могли не затронуть и российские компании.
Многие из них лишились постоянных поставщиков, потеряли активы за рубежом. Но в целом они довольно неплохо справляются с трудностями и не планируют вовсе или прекращают мероприятия по оптимизации числа работников.
Среди наиболее популярных мер поддержки работников встречаются:
-
Разовые финансовые выплаты в размере от половины оклада до 2-3.
-
Расширение страховок.
-
Внедрение гибридных режимов работы.
-
Организация корпоративного транспорта и питания для работников, расширение социального пакета.
Поделиться