SWOT-анализ — инструмент, который помогает определить:
S (strength) — сильные стороны, преимущества перед конкурентами в данной конкретной ситуации.
W (weaknesses) — слабые стороны, объективные недостатки.
O (opportunities) — возможности для повышения конкурентоспособности.
T (threats) — угрозы (возможные действия со стороны конкурентов, изменения законодательства, форс-мажорные обстоятельства и пр.).
В процессе SWOT-анализа используется специальная матрица:
SWOT-матрица
|
Позитивные/ полезные факторы |
Негативные факторы/ угрозы/ риски |
Внутренние |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Внешние |
Возможности |
Угрозы |
Примеры вопросов, ответы на которые помогут выявить важные факторы:
- Какие тренды рынка труда могут оказать влияние на обеспечение компании персоналом?
- Какие компенсационные пакеты предлагают кандидатам ключевые конкуренты?
- Какие регламенты/ политики в компании неэффективны/ устарели/ нуждаются в пересмотре?
- Соответствует ли размер комиссионных/ премии росту показателей производительности сотрудников?
- Соответствует ли уровень квалификации сотрудников потребностям организации? Получают ли сотрудники необходимую подготовку? В полном ли объеме? Своевременно ли?
- Достаточное ли число сотрудников сконцентрировано на ключевых направлениях деятельности компании?
- Как люди оценивают эффективность коммуникаций между различными подразделениями?
- Разработан ли план замещения ключевых должностей?
- Знают ли сотрудники цели/ задачи — компании/ отдела/ свои личные?
- Регулярно ли проводится оценка?
- Во всех ли подразделениях используются показатели для измерения/ оценки индивидуальной производительности?
Примеры результата SWOT-анализа в области управления персоналом:
Слабые стороны:
- проблемы с закрытием вакансий руководителей отделов продаж в западных регионах;
- слишком сложная схема расчета бонусов для отдела продаж;
- низкие показатели вовлеченности сотрудников в подразделениях продаж южного региона (на 25% ниже, чем в среднем по компании).
Возможности:
- запуск программы по подготовке корпоративных тренеров;
- разработка инсентив-программы для филиалов южного региона;
- открытие профильного вуза в западном регионе;
Угрозы:
- выход на рынок двух крупных конкурентов, реализующих агрессивную политику «перекупки» квалифицированного персонала;
- рост стоимости услуг провайдера, предоставлявшего услуги по обучению менеджеров продаж.
Применение. Ключевые вопросы, на которые необходимо найти ответы при обсуждении полученных результатов:
- Как можно развить сильные стороны?
- Как прекратить действие негативных факторов/ рисков?
- Как можно использовать возможности?
- Как можно защититься/ предотвратить негативные последствия рисков/ угроз?
Результаты SWOT-анализа используются для разработки стратегии. Выявленные проблемы необходимо проанализировать при обсуждении дальнейшего развития компании. Главный стратегический вопрос: как превратить негативные факторы в позитивные?
Рекомендации. Поскольку SWOT-анализ отражает индивидуальные мнения и оценки, получаемые результаты всегда достаточно субъективны. Тем не менее, соблюдение при его проведении простых правил поможет достичь успеха даже новичкам:
- Будьте реалистами, оценивая сильные и слабые стороны организации: описывайте факты, а не мнения.
- Анализ должен ясно разграничить: где организация находится сейчас, и где хочет оказаться в будущем.
- Будьте конкретны, избегайте «серых» зон.
- Всегда анализируйте все показатели в соотношении с результатами (позицией, действиями) конкурентов — «лучше, чем»; «дешевле, чем»; «менее эффективно, чем»…
- Анализ следует делать максимально простым, кратким и понятным, но проводить его нужно регулярно.
- Избегайте неоправданных усложнений и излишней «математики»: ситуация на рынке меняется моментально, поэтому своевременно «почувствовать» тренд гораздо важнее, чем скрупулезно провести самый лучший «двойной регрессионный анализ»…
- Исключайте из списков «сильные стороны» и «возможности» все пункты, доступные конкурентам.
Поделиться