Как сэкономить на сотрудниках без увольнений – антикризисный план

Компания несет ощутимые затраты на кадровые процессы — от подбора людей до оптимизации рабочего времени топ-менеджмента. Разгрузить HR-департамент и сэкономить средства можно несколькими способами. О них рассказываем в этом материале.

Экономим на этапе поиска и найма сотрудников

Минимальные затраты на рекрутинг будут такими:

  • Стоимость работы HR-специалиста. Сюда, кроме стоимости рабочего времени HR входит: размещение вакансий, просмотры резюме, звонки, переписки, назначение собеседований, интервью, тестирование и сбор обратной связи.
  • Стоимость подписки на инструменты рекрутинга, размещение вакансий на работных сайтах и покупка базы кандидатов. Базовый пакет HH, Superjob, Rabota.ru для организаций из регионов будет стоить больше 80 тысяч рублей в месяц — зависит от потока компании. Московские компании могут умножить расход на 1,5. Крупные игроки тратят на это больше миллиона рублей в год.

    Что можно сделать, чтобы заметно сократить бюджет на найме персонала: 

  • автоматизировать рутинную часть подбора персонала с помощью чат-бота или передать вакансии рекрутерам на аутсорс;
  • проанализировать используемые HR-инструменты и отказаться от тех, которые тянут бюджет и не приносят ожидаемого результата;
  • использовать бесплатные способы привлечения сотрудников, в том числе через размещение вакансий в мессенджерах и соцсетях;
  • отключить неэффективные платные источники поиска кандидатов;
  • создать реферальные программы для найма персонала по рекомендациям;
  • автоматизировать отбор кандидатов и коммуникацию с ними с помощью чат-бота.

Чтобы не тратить время на обработку отзывов, подключите HR-бота ко всем ресурсам, которым пользуетесь

HR-бот — универсальный инструмент, закрывающий сразу несколько задач. Инструмент незаменим при массовом подборе и экономит до 70 % рабочего времени рекрутера. Кроме этого он позвоялет реализовывать нестандартные подходы в рекрутинге, чтобы выделиться среди работодателей и ускорить закрытие позиций.

Помимо этого в аналитике чат-боте можно построить воронку найма, начиная от источника, откуда пришел кандидат, до момента трудоустройства нового сотрудника. 

Технически — удобно. Но выгодно ли с точки зрения бюджета? Просчитайте, сколько сэкономите благодаря чат-боту — вот удобный калькулятор

Экономим на этапе адаптации и обучении сотрудника

Еще одна статья расходов — адаптация работника. Компании, которые пренебрегают этим этапом, в итоге несут потери: сотрудники увольняются в основном в первый месяц-два, не приспособившись к новому месту и не разобравшись с обязанностями. 

Согласно исследованию, у 70 % россиян не было периода адаптации на новом месте работы, и поэтому 15–29 % работников увольнялись по собственному желанию в первые месяцы после трудоустройства. 

Затраты на адаптацию могут составлять до 0,4 % от прибыли предприятия и включают в себя:

  • ознакомительные экскурсии, знакомство с коллективом;
  • заполнение форм и документов в течение первых нескольких дней;
  • затраты на IT: потребуется создать различные логины и настроить системы для нового сотрудника;
  • вовлечение в команду;
  • обучение. 

Ускорить адаптацию нового персонала и заодно повысить вовлеченность текущих сотрудников можно с помощью обучения в игровой форме. Например: 

  • вместо обычного теста – вопросы с начислением баллов, которые позднее можно потратить на призы;
  • вместо обычного курса – конкурс на скорость с подведением результатов по компании и присвоением призовых мест;
  • вместо текстовых «Вы молодец!» – целые истории с постепенным увеличением опыта и навыков игрового персонажа;
  • внедрение в обучение ситуативных игр, которые помогают без стресса отработать реальные рабочие задачи.

По результатам исследований, такой метод обучения поднимает вовлеченность сотрудников на 60 % и повышает их производительность на 50 %.

Игровой формат будет отличным дополнением к текущей модели обучения сотрудников. Для реализации часть внутреннего обучения можно делегировать чат-боту Flomni Recruiter. Динамичность взаимодействия позволит удерживать внимание, мотивировать сотрудников и развивать культуру обратной связи. 

Нестандартный подход к взаимодействию в команде поможет снизить уровень стресса сотрудников и уменьшить текучку. Геймифицированная имитация рабочих задач подготовит персонал к работе с вашими бизнес-процессами.

Компании легко могут воплотить в жизнь игровые сценарии с видеороликами, тестами, квизами, квестами и реализовать их в любом мессенджере.

Экономим на зарплате и налогах

Зарплата складывается из нескольких составляющих:

  • оклад, ежемесячная сумма на руки после вычета НДФЛ;
  • надбавки за выполнение KPI, стаж в компании, успешные сделки и т.п.;
  • бонусы и премии, например, процент от продаж. 

По закону, работодатель не вправе урезать оклад сотрудника и доводить зарплату до уровня меньше МРОТ. Так что помимо сокращения штатных единиц придется начинать сокращение расходов с урезания премий и бонусов. Кроме того, можно с согласия сотрудника установить неполное рабочее время.

Работодатель также обязан отчислять каждому штатному сотруднику взносы на пенсионное страхование (22 %), на медицинское страхование (5,1 %), на социальное страхование (2,9 %). 

Вместе с подоходным налогом в 13 % выплаты работодателя составляют 43 % с начисленной заработной платы. 

Поэтому многие организации, чтобы сократить издержки компании в кризисное время, переводят часть сотрудников в статус самозанятых или ИП. Это серьезная экономия: не приходится заботиться о налогах, больничных и отпусках — работник занимается этим сам. Постарайтесь до последнего сохранить ключевые условия сотрудничества с текущими работниками. Если необходимо, пересмотрите систему найма в штат новых кандидатов — возможно, как раз им стоит изначально предложить работу через самозанятость.

Сокращаем общие издержки

Удержание персонала

Найм сотрудника на новую позицию стоит дорого, но поиск замены уволившегося специалиста — еще дороже. В среднем замена одного сотрудника обходится российском компаниям в 141 тысячу рублей, топ-менеджера — в 361 тысячу рублей. Вы можете оценить свои затраты даже без точных расчетов: 

  • цена замены рабочего — примерно 23 % от его годовой зарплаты; 
  • специалиста — 21 % от годовой зарплаты;
  • топ-менеджера – 20 % от годовой зарплаты. 

В эту сумму включаются расходы на увольнение, поиск, найм и адаптацию нового сотрудника, а также неявные траты из-за снижения производительности, потери клиентов и экспертизы, репутационных рисков. 

Удержание текущих сотрудников дешевле, чем найм новых.

Сохранению коллектива способствует развитая корпоративная культура и налаженная коммуникация между работниками. Если в оффлайне сотрудники много времени проводят вместе, то на удаленке в основном все общаются только по рабочим вопросам. В таком формате гораздо сложнее поддерживать взаимодействие и создавать ощущение единства команды. Для решения этой задачи можно организовывать разные онлайн-активности в видео созвонах или чат-ботах: квизы, мастер-классы, квесты, разные тренинги. 

Важно регулярно проводить тимбилдинги и собирать обратную связь по итогам работы, проводить внутренние обучения, работать над улучшением условий работы сотрудников. Тут тоже на помощь может прийти чат-бот: 

  • соберет обратную связь; 
  • измерит уровень удовлетворенности сотрудника;
  • поможет в развитии корпоративной культуры.

Автоматизируй и побеждай

Несомненно одно: когда хотим сократить расходы на персонал, самым эффективным подходом будет максимальная цифровизация и автоматизация компании. Этот шаг позволяет разгрузить HR-отдел, получить полную и актуальную аналитику по найму и сократить расходы при росте эффективности рекрутмента. Персонал при этом не потеряет мотивации, а напротив — станет более вовлеченным в рабочий и обучающий процесс.

Вот как можно цифровизировать HR-активности в компании: 

  • наладить электронный кадровый документооборот;
  • автоматизировать найм персонала и проведение HR-аналитики;
  • обучать сотрудников с помощью технологий виртуальной или дополненной реальности;
  • внедрить HCM-систему, которая автоматически будет предлагать план развития на основе карьерных треков сотрудников;
  • настроить автоматическую систему расчета бонусов;
  • внедрить автоматизированные системы well-being на основе данных о здоровье сотрудников. 

Работа HR — это постоянная коммуникация с большим количеством людей, решение массы вопросов, сбор и аналитика полученных данных. Удобнее всего для общения использовать мессенджеры, а с чат-ботом Flomni Recruiter обычный мессенджер превращается в мощный инструмент для найма, адаптации и поддержки сотрудников. Переходите на сайт чат-бота Flomni Recruiter и получите тестовый месяц с индивидуальной настройкой сервиса в подарок.

Анастасия Орлова, Руководитель HR агентства Alfa Hunter

Ключевые слова: 
Рубрика: 

Поделиться