Вы лиса или ёж? Вот что древняя поговорка может рассказать о вашем лидерском стиле

  • Древнегреческий поэт Архилох является автором следующих слов: «Лиса знает много секретов, а ёж – один, но самый главный».
  • В своём эссе 1953 года философ Исайя Берлин утверждает, что мыслителей и лидеров можно разделить на те же две животных категории: те, кто видят детали во всём, чем занимаются, как лиса, и те, кто хорошо разбираются в чём-то одном, как ёж.
  • В своей книге «On Grand Strategy» профессор Йеля Джон Льюис Гаддис утверждает, что эта поговорка может обучить нас многому о становлении великими лидерами на основании того, как мы воспринимаем глобальные цели.

Чему может обучить нас о лидерстве поговорка о еже и лисице, написанная 2600 лет тому назад?

Древнегреческий поэт Архилох написал теперь уже утерянную притчу со следующей моралью: «Лиса знает много секретов, а ёж – один, но самый главный».

Основный смысл этих слов таков: некоторые люди видят детали во всём, чем занимаются, как лисица, в то время как другие хорошо разбираются в чём-то одном, как ёж. Эта анималистическая поговорка легла в основу урока книги «On Grand Strategy», руководства для людей, желающих стать лидерами, основанного на семинарах профессора Йеля Джона Льюиса Гаддиса.

Воспользовавшись цитатой из эссе 1953 года, написанного британско-американским философом Исайей Берлином, Гаддис рассуждает о том, как великих лидеров и мыслителей можно разделить на такие же категории, как ежи и лисы. Берлин зашёл в развитии этой мысли настолько далеко, что заявил, что это «одно из глубочайших различий между писателями и мыслителями, а возможно, между всеми людьми вообще».

Разделение может проистекать из того, как каждое из этих животных реагирует на своё окружение. Известные мыслители указывали на то, что, когда лиса становится жертвой охоты, она способна найти массу умных путей избежать хищников; в то время как ёж, становясь целью для охоты, просто сворачивается в колючий мячик и лежит смирно на земле.

По словам Берлина, ежи «сводят всё к единому центральному видению… единственному, универсальному организационному принципу, в рамках которого все их действия и слова обретают значимость». Лисы, с другой стороны, «преследуют многие цели, зачастую несвязанные и даже противоречащие друг другу… не связанные ни с моралью, ни с принципами эстетики». По словам Гаддиса и Берлина, Данте был ярким примером ежа, а Шекспир и Джойс были лисами.

Гаддис также подчёркивает, что лидерский стиль Авраама Линкольна воплотил в себе лучшее от обоих животных. Он подмечает, что Линкольн сфокусировал свои силы на сбережении принципов Декларации Независимости, но часто делал это по-лисьи: «Какую более достойною причины для похвалы мог преследовать ёж? Однако, помимо борьбы с рабством, Линкольн должен быть продвинуть Тринадцатую Поправку через капризную Палату Представителей, и именно здесь проявились его лисьи черты».

По словам Гаддиса, единственной целью Линкольна было сохранить Союз, но ему приходилось полагаться на взяточничество, лесть и «откровенную ложь», чтобы достичь этой цели. Он знал, что будущее Америки зависит как от глобальной картины, так и от мелких деталей.

В своей книге «The Outsiders: Eight Unconventional CEOs and Their Radically Rational Blueprints for Success» Вильям Торндайк воспользовался древней притчей, чтобы описать восхождение Уоррена Баффета. «Баффет, на тот момент уже выдающийся и успешный инвестор, прибыл в Беркшир в полной готовности к распределению капитала», - пишет Торндайк. «Большинство директоров ограничены прошлым опытом при изучении возможностей для инвестирования в своей собственной сфере – все они ежи. Баффет же, наоборот, использовал свой опыт при оценке инвестиций в широкий круг ценных бумаг и целых индустрий, он был классическим лисом и пользовался преимуществом выбора из гораздо большего числа вариантов, включая покупку частных компаний и публично торгуемых акций».

В то же время Карл Рейхардт, бывший генеральный директор Wells Fargo, был назван «совершенным ежом». По словам писателя Джима Коллинза, «Пока его коллеги в Bank of America впали в панику в ответ на прекращение регулирования, нанимая специалистов, которые использовали изощрённые модели и трудоёмкие группы встреч, Рейхардт смог сузить весь вопрос до его основной простоты».

Коллин цитирует руководителя: «Это не какая-то космическая наука. То, что мы делали, было очень простым и мы сохранили всю эту простоту. Это было так прямолинейно и очевидно, что говорить об этом вслух было почти нелепо. Среднестатистический бизнесмен, пришедший из высококонкурентной индустрии без регулирования моментально бы смог сюда влиться».

Фраза стала популярной с 50-ых годов и даже вдохновила сайт для статистического анализа FiveThirtyEight на создание своего символа, красной лисы. Как утверждает Гаддис, Берлин достиг успеха не только в поиске забавного метода сравнения личностей, но и смог добиться «интеллектуальной незабываемости» за счёт превращения своих «идей в животных».

businessinsider.com, перевод: Артемий Кайдаш

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться