Сложности привлечения иностранной рабочей силы в нынешних условиях

 

 

Подготовлено Анной Новоселовой

Директором департамента

 разрешительных документов на работу

Юридической компании Norman DL Associates

 

Как показывает практика, экономический кризис повлиял не только на финансовую сферу отношений в России, но также затронул и другие стороны общественной жизни, в частности, сферу миграции.

С начала 2009, последствием политики государства, направленной на сокращение безработицы в стране, стали существенные трудности в получении разрешительных документов на привлечение иностранных сотрудников. К всеобщему удивлению, данные мероприятия затронули не столько граждан, прибывающих из стран с безвизовым режимом (некоторых стран СНГ), сколько иностранцев из дальнего зарубежья. Таким образом, получается, что от усиленного режима страдают теперь квалифицированные специалисты, и, главным образом, представительства крупнейших иностранных фирм и российские компании с иностранным капиталом. Действия компаний, направленные на легальное привлечение иностранных сотрудников, блокируются на всех этапах оформления разрешительных документов.

Первая трудность, с которой сталкивается компания, если хочет трудоустроить иностранного гражданина, это получение квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Заявки принимаются с января по май каждого года на следующий год. Все остальные заявки остаются без внимания. Для тех, кто не успел подать заявку в срок или хочет дополнить её, с начала текущего года появляется возможность подать заявление на корректировку квоты в сторону увеличения. Но результат по корректировке квот становится известен только к середине года, таким образом, до этого времени использовать данную заявку нельзя.

К сожалению, практика показывает, что даже своевременная и корректная заявка на квоту не гарантирует того, что компании не откажут в привлечении иностранного работника. Причин этому несколько.

Дело в том, что, во-первых, не все заявления компаний принимаются во внимание при формировании квот на будущий год. Так как заявление, поданное на рассмотрение, еще должно быть утверждено.

Во-вторых, при обработке заявлений информационным центром, имеют место опечатки, результатом которых являются разночтения в запрашиваемых работодателем и отраженных в заявке наименованиях должностей привлекаемых иностранных сотрудников. Кроме того, такие разночтения возникли и в результате изменения Всероссийского классификатора должностей, согласно которому прописывается наименование запрашиваемой должности.

В-третьих, необходимо чтобы численность привлекаемых сотрудников была именно такой, как указано в заявке, не больше. В противном случае,  компания получает Отказ в привлечении и использовании иностранных работников.

В последнее время, к сожалению, количество отказов, выдаваемых Федеральной миграционной службой многократно возросло. Основанием отказа является Заключение ГСЗН о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников. Причина такого заключения идентична во всех случаях: «Отсутствие в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о рабочих местах, на который работодатель, заказчик работ (услуг) предоставлял заявку о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на текущий год».  Другими словами, ввиду отсутствия заявки на квоту.

Еще раз хотелось бы отметить, что по вышеуказанным причинам, в настоящее время отказы получают даже те компании, которые подали такие заявки в срок. Абсолютно неясно, что же делать компаниям, которые не существовали до мая прошлого года, и, соответственно, были лишены возможности подать заявку на квоту вовремя. Сейчас возникла такая ситуация, что они вообще никаким законным способом не в состоянии легализовать своих иностранных сотрудников.

Важно отметить также, что в 2008 году действовал перечень должностей, на которые квоты не распространяются. В него совершенно обоснованно входили позиции высшего менеджмента (генеральные директора, директора) и другие специальности узкого профиля. Таким образом, компания могла привлекать сотрудников по данным профессиям даже в отсутствии заявки на квоту, что представляется вполне логичным. В настоящее время такого перечня не существует. На практике отказы сейчас получают и  Главы представительств и Генеральные директора предприятий. Ситуация катастрофическая. Компании справедливо замечают, что они никогда не найдут подходящей кандидатуры на эти позиции в России, да и не хотят этого делать. 

Действительно, инвестируя в бизнес в России, крупные иностранные компании хотят самостоятельно осуществлять управление им. Кроме того, многие из них предоставляют десятки рабочих мест для российских граждан. Если же оставить предприятие без руководства, то оно просто не сможет существовать. Единственным разумным и легальным выходом из сложившейся ситуации представляется получение для руководителя деловой визы и одновременное оформление доверенности с правом подписи на другое лицо до момента получения разрешительных документов на работу. Таким образом, Глава компании в России сможет хотя бы осуществлять контроль над деятельностью предприятия. К сожалению, существует множество более сложных ситуаций, когда предложенный вариант не может быть осуществлен. Тогда компаниям приходится обращаться за квалифицированной юридической помощью.

Остается только надеяться, что государство предпримет какие-либо меры для решения возникающих проблем. Совершенно ясно, что освободившиеся позиции высшего менеджмента в иностранных компаниях не помогут сократить безработицу в России, существующую в основном в рабочем, банковском секторе либо в среде молодых специалистов.

Следующая проблема, с которой сталкиваются иностранные компании, это сроки оформления разрешительных документов. Если ранее действовал принцип «одного окна», когда за 1-1,5 месяца можно было получить и разрешение на привлечение иностранных работников и персональное разрешение на работу, то теперь весь процесс занимает не менее 3-3,5 месяцев, за получением необходимо обращаться в различные госорганы! Таким образом, каждые полгода необходимо инициировать процесс получения разрешительных документов сначала. Данная ситуация существенно осложняет составление бизнес-планов иностранных сотрудников.

Среди «неблагоприятных» нововведений нужно также отметить и то, что получать оригиналы Разрешительных документов смогут теперь только представитель компании при наличии доверенности и Приказа о приеме на работу в данную организацию. Таким образом, даже если компания пользуется услугами специалистов (сервисных компаний) для оформления разрешительных документов, то приезжать и получать документы в любом случае придется самостоятельно.

Что касается разрешительных документов для граждан, прибывающих из стран с безвизовым режимом въезда, то с начала года в процедуру получения также внесены изменения.

Если разрешение оформляет компания, у неё также должна быть заявка на квоту. Если все в порядке, документы принимаются в УФМС и оформляются, как и для визовых граждан, сроком на 1 год. Если же заявка на квоту отсутствует, то разрешения от компании оформить невозможно. В этом случае иностранный гражданин должен самостоятельно получить разрешение на работу. Заявления от физических лиц принимаются в отделениях милиции по месту миграционного учета иностранного гражданина, а разрешения оформляются сроком на 3 месяца. Кроме того, в пакет запрашиваемых документов входит договор аренды жилого помещения, по адресу которого иностранный гражданин встал на миграционный учет.

К сожалению, на практике очень часто приходится сталкиваться с постоянными изменениями требований к содержанию и перечню предоставляемых документов. Кроме того, госорганы зачастую не могут обосновать эти требования какими-либо официальными документами (распоряжениями, приказами и т.д.), в связи с чем обжалование их действий также представляется затруднительным.

В сложившейся ситуации больше всего страдают представительства крупнейших иностранных фирм и российские компании с иностранным капиталом, главами которых являются иностранные граждане.

квоты на иностранных работников

Ключевые слова: 
+1
0
-1
Аватар пользователя FreeFly

Спасибо за полезное и содержательное чтиво   Я задумалась....получается,каждые 3 месяца с безвизовым ИР-ом придется расторгать-заключать договор,уведомлять дружественные инстанции .....ндааааа РАША- РОДИНА НАША.

Аватар пользователя Ольга Попова

Извините, но много спорных моментов в  Вашей  публикации.

 в 2008 году действовал перечень должностей, на которые квоты не распространяются...в настоящее время такого перечня не существует..

и в 2009 году, в году текущем подобные перечни имеют место быть.

В 2010 году согласно приказу № 1010н от 22 декабря 2009 г.  специалисты по 22 профессиям/специальностям по-прежнему могут оформиться  вне квоты.

Среди «неблагоприятных» нововведений нужно также отметить и то, что получать оригиналы Разрешительных документов смогут теперь только представитель компании при наличии доверенности..  если компания пользуется услугами специалистов (сервисных компаний).. то приезжать и получать документы в любом случае придется самостоятельно..

Ну, во-первых, это не  такое  уж и  нововведение..  а во-вторых можно поспорить на этот счет. Смотрим  п. 9 и 10 Административного регламента..Получателями государственной  услуги могут быть третьи  лица, если  им  предоставлены  полномочия.

 

Ну  еще несколько шероховатостей, которые  возможно  носят региональный характер..) А вот по поводу  буксующего механизма квотирования  абсолютно согласна с автором.

Аватар пользователя Ольга Попова

Несовершенная громоздкая система квотирования и введение допустимых долей привлечения и использования иностранных работников в те или иные отрасли хозяйствования на протяжении ряда последних лет показывает, что основная функция, возложенная на данные регулятивные инструменты воздействия на рынок труда, на практике не всегда работает.

Миграционное законодательство позволяет иностранным гражданам из государств, с которыми установлен безвизовый порядок въезда в РФ, без ограничений пересекать границы и самостоятельно заниматься поисками работы, что в период экономического кризиса, безусловно, несет в себе  предпосылки к созданию напряженности на рынке труда.

Но в этот  период безответственно искусственно занижать количество квот на выдачу разрешений  на  работу  мигрантам. Правительство не помогает рынкам труда в регионах подобными мерами, правительство просто гонит мигрантов в теневой  сектор.