Комментарии к основным положениям проекта об укреплении кадрового потенциала инвестиционно-финансовой сферы

 

Подготовлено Анной Новоселовой,

Директором департамента разрешительных документов, юридической компании NormanDLAssociates

 

В связи с ужесточением миграционного законодательства представителями государственной власти был разработан проект ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в целях укрепления кадрового потенциала инвестиционно-финансовой сферы». В данном проекте предлагается внести изменения и дополнения в такие нормативно-правовые акты как: ФЗ 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ», ТК РФ, ФЗ № 114-ФЗ « О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», ФЗ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», КоАП РФ №195-ФЗ.

Законопроект направлен на снятие законодательных и административных барьеров для компаний и иностранных работников, осуществляющих свою деятельность в финансовом секторе. На наш взгляд, законопроект обладает как бесспорными плюсами, так и очевидными минусами.

Самым главным нововведением, на наш взгляд, является поправки в ст. 13 ФЗ №115-ФЗ и введение новой статьи о регулировании трудовых отношений именно в финансовых организациях.

При принятии первой поправки в статью 13 иностранные работники, приглашенные финансовыми организациями, смогут осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу. Соответственно, самим финансовым организациям не придется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, что существенно упростит функционирование компаний (это предусмотрено новой статьей 13.2, предлагаемой в законопроекте).

 Но, на наш взгляд, достаточно сложно будет доказать чиновникам необходимость применения таких серьезных мер, так как это все-таки поправки в Федеральный закон, а менять закон каждый раз, как только изменяется политическая ситуация в стране, на наш взгляд, нецелесообразно. Кроме того, далеко не всем понятно, почему именно финансовым организациям предоставляются такие существенные привилегии. Поэтому неизбежны различного рода толки о продвижении «своими» людьми личных интересов.

Гораздо более быстрый и эффективный путь- это упрощение системы квотирования одновременно с сокращением сроков изготовления разрешительных документов для компаний указанной сферы. В проекте новой статьи 13.2 дается определение финансовой организации. Согласно положениям этой статьи, льготным порядком привлечения иностранных работников смогут пользоваться только те организации, деятельность которых лицензируется и подлежит федеральному надзору.

Привлекаемый на работу иностранный гражданин также должен иметь документы, подтверждающие его квалификацию. Эти и другие личные документы иностранца, а также лицензия должны предоставляться одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, согласно новой статье. Документы, необходимые для выдачи приглашения не требуются для граждан ряда стран СНГ. Так как для них въезд на территорию РФ не требует визы и приглашения (указано в проекте п. 4 ст. 13.2). В связи с этим положением, у нас возникает вопрос: каким же образом в таком случае привлекать на работу иностранцев из ряда стран СНГ? Куда, кому и зачем предоставлять лицензию и документ о квалификации, если в обычном порядке эти документы предоставляются вместе с ходатайством о выдаче приглашения, а в данном случае приглашение не требуется? Этот вопрос вообще не урегулирован законопроектом!

Зато прописано, что организация обязана уведомить ФМС о заключении трудового договора с иностранцем. При этом не понятно, нужно ли уведомлять еще и ЦЗ,ГИТ, налоговый орган, как это предусмотрено другими НПА или нет. В связи с тем, что в статье не предлагается отменить положения действующих НПА, касающихся этого вопроса, можно сделать вывод, что уведомлять нужно буде 4 органа, вместо 3-х. И опять же неясно, какие формы уведомления использовать. Надо полагать, что придется разрабатывать новые формы, на что, естественно, также потребуется еще немало времени.

Кроме того, есть любопытное замечание, прописанное в проекте, гласящее, что Правительством может быть установлен определенный перечень стран, граждане которых могут осуществлять трудовую деятельность согласно новому порядку! Разработчики проекта предлагают внести в этот список наиболее развитые страны.

Таким образом, для функционирования всех этих поправок (если даже они будут приняты) необходимо будет еще и Постановление Правительства и оформление некоторых новых форм документов.

На наш взгляд, это только еще больше запутывает и без того непростую систему миграционного законодательства, с его постоянными отсылками к различным НПА. 

Соответственно, можно сделать вывод, что проект недоработан, и надеяться на его скорейшее одобрение не приходится.

 

К сожалению, поправки, предложенные ко внесению в ТК РФ, на наш взгляд, являются абсолютно необоснованными и надуманными. Так, в законопроекте предлагается ввести в ТК РФ новую статью, предусматривающую особенности регулирования труда в указанных организациях. Во-первых, прописана возможность заключения срочного трудового договора, во-вторых, обязанность организации предоставить переводчика иностранному работнику, не владеющему русским языком. Кроме того, в трудовом договоре, заключенным более чем на год, должно быть предусмотрено обучение иностранного работника русскому языку или языку субъекта РФ.

На наш взгляд, все эти нормы не имеют под собой никаких оснований и только усложняют трудовые отношения в финансовых организациях. Разработчики проекта поясняют, что такие правила будут стимулировать обучение иностранцев русскому языку и, кроме того, это «своеобразный реверанс в сторону патриотов». Если честно, включать в Трудовой кодекс реверансы и другие па, представляется нам, по крайней мере, странным. Еще раз просим не забывать, что предлагается изменить Федеральный закон, а не «филькину грамоту»!!!!!

Еще одним спорным нововведением является внесение поправки в КоАП. Поправкой предусматриваются санкции для финансовой организации за нарушение правил привлечения иностранных работников. Эти санкции ничем не отличаются от тех, что предусмотрены общей статьей 18.9 КоАП. В связи с этим, на наш взгляд, нет никакой необходимости вносить какие-либо корректировки в очередной НПА, тем более федерального значения.

Но есть и бесспорные плюсы законопроекта.

Так, например, принципиально новый порядок предусматривается законопроектом во второй поправке к ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ для лиц, приглашенных на работу представительствами иностранных организации. При принятии поправки работники представительств смогут работать в России без получения разрешения на работу.

На наш взгляд, это положение является самым целесообразным и логичным в разработанном законопроекте. Эта проблема уже давно назрела и требует срочного решения. По единогласному мнению всех участников американской торговой палаты и, как ни странно, представителей всех органов государственной власти логичным представляется то, что иностранная компания, открывшая представительство в РФ не должна получать разрешение на привлечение иностранных работников. Соответственно, иностранным работникам не обязательно иметь разрешение на работу, так как они юридически являются сотрудниками самих иностранных организаций. И им достаточно было бы получать карточку/удостоверение иностранного сотрудника и соответствующую визу. Но, к сожалению, по настоящее время данные правила четко не прописаны ни в одном нормативно-правовом акте.

На наш взгляд, у этой поправки большой шанс быть одобренной и включенной в ФЗ №115-ФЗ, что прекратило бы споры относительно данного вопроса.

 

Резюмируя все вышесказанное,  решение проблемы посредством рассмотрения законопроекта представляется нецелесообразным в связи с его недоработанностью, а в настоящий момент еще и потому, что время принятия решения и утверждения законопроектов органами государственной власти может быть слишком продолжительным, особенно, если проект «сырой» и многие положения его очень и очень спорные. На согласование могут уйти месяцы, а проблемы уже назрели и ждут незамедлительного решения.  Единственное, что не утратит свою актуальность и требует изменений именно в Федеральном законе - это поправка, касающаяся представительств, о чем было сказано выше.

Кроме того, к сожалению, данный законопроект предусматривает изменения только для финансового сектора, хотя реальные проблемы существуют и в других отраслях экономики (это опять же не относится к поправке о представительствах).

Остается только надеяться, что представители власти предпримут решительные действия и упростят систему квотирования, о чем ходатайствуют многие крупнейшие российские и иностранные компании.

 

Ключевые слова: 
+1
0
-1