Потому что здесь уже давно практикуется удалённая работа и со штатными сотрудниками, и тем более с фрилансерами. Но одно дело, когда есть выбор, работать ли тебе в офисе, дома или на шезлонге в южной стране, и совсем другое, когда выбор за тебя делают обстоятельства.
С апреля по август в наш офис заходили только руководители — сфотографировать интерьеры для корпоративного чата (чтобы помнили), и один разработчик — полить цветы (чтобы не завяли). А все вместе мы учились работать дома. Но прошло 4 месяца, мы вышли на работу, и теперь я расскажу вам о плюсах и минусах вынужденного уединения, усовершенствованной программе стажировки и сохранённых отношениях с клиентами.
Исход
Мы — люди мнительные: малейший чих коллеги в одном из двух опенспейсов служит для всех сигналом к тому, что кое-кого пора отправить домой. Но после выхода с новогодних каникул ситуация потеряла контроль, и с середины января по февраль заболело 32 из 40 человек.
Поэтому здороваться за руки мужская часть команды отказалась ещё в конце января.
Конкретно из-за коронавируса мы разрешили тем, кто обеспокоен, начать работать из дома раньше официального перехода на удалёнку. Оценивая ситуацию в Китае и Италии, некоторые из нас действительно переживали за свою жизнь и забирали рабочие компьютеры домой, что разрешалось — у кого-то они оказывались мощнее домашних ноутбуков и ПК.
Апрель мы встретили дома все без исключения.
Динамика настроения
Каждую неделю я рассылала сотрудникам дневник настроения — гуглформу с вопросами на тему отношения к самоизоляции, ощущений и т. п. Некоторым понадобилось несколько недель, чтобы преодолеть стадию отрицания: дома не то оборудование, пропадают свет и интернет, соседи делают ремонт, кошки и дети лезут на руки, изматывает духота и, как следствие, кондиционер провоцирует простуду. Не у всех домочадцы верно толковали нахождение своего родственника в квартире и в рабочие часы грузили бытовухой: просили сходить в магазин, вынести мусор и т. п. Но были и те, чья тяга к труду дома только усилилась.
Через 2-3 недели люди начали адаптироваться.
Позже в дневник добавились шкалы для оценки производительности. Результаты давали понимание, падает она у человека или растёт. Динамика оказалась смешанной: одни писали, что производительность улучшилась, потому что не надо рано просыпаться и собираться на работу; другие — что из-за внезапно накатывающих приступов лени включаться в работу сложно. Если нет опыта фриланса или если характер не тяготеет к домоседству, то искушение уйти на обед и потеряться на два часа берёт верх.
Особых провалов в работе мы не заметили, клиентов не потеряли и даже обзавелись несколькими новыми.
Стажировка
Процесс отбора и найма новых сотрудников прошёл однозначно лучше прежнего. Но для этого нам нужно было кое-что поменять в организации процесса, в том числе с оглядкой на всю эту новую нормальность.
Фактор удалённости оказался для стажёров более располагающим к тому, чтобы не пропустить собеседование — ведь оно проводится онлайн, не нужно включать камеру в Google Meet, а ехать в офис тем более не нужно. Для людей со склонностями к интроверсии — просто подарок.
Я, наш СТО Антон и тимлид Евгений пересмотрели саму структуру стажировки. Мы ввели дополнительный этап: прохождение нашей Drupal-школы Drulabs. Он был нужен для того, чтобы мы могли установить контакт со стажером, понять уровень его самостоятельности и готовности работать удалённо. Школа занимала у стажёров от 2 недель до месяца и помогала нам заранее отсеивать тех, с кем бы мы всё равно расстались позже.
Прошедший Drulabs стажёр закреплялся за одним из тимлидов, бравшим на себя функции наставника. Здесь удалёнка показала свои плюсы, на 100% исключив вероятность того, что стажёр подойдёт к тимлиду и вырвет его из рабочего потока, в который не всем легко возвращаться. Теперь отношения стажёра и наставника стали регламентированными: согласно памятке для прохождения удалённой стажировки, стажёр должен накопить пул вопросов для наставника и обсудить их строго в назначенный час.
Результаты работы демонстрировались на сервисе Pantheon.
Мы ввели систему фидбэка. Раз в неделю я общалась с тимлидами о том, как проходила стажировка, как себя показывали стажёры, что ок и что не ок. В специальной карточке наставники поэтапно оценивают стажёров. Если наставник ставил оценку ниже 5, то комментировал её. Это помогало нам составить представление о человеке сразу и увидеть на конкретном этапе, а не через 2 месяца, насколько мы совместимы. В карточках также фиксировались soft и hard skills.
Мы по-новому взглянули на совмещение теории и практики. Если раньше стажёр читал скопом всю теоретическую часть и ближе к финалу закономерно забывал половину, то теперь программа разбита на блоки, где только что пройденная теория закреплялась практикой. Например, за разделом «Введение в Drupal» идёт установка Ubuntu, настройка окружающей среды и настройка Docker.
Антон Шубкин, CTO: «Обучающие секции никак не были связаны между собой логически. Стажёр проходил сайтбилдинг, потом выкидывал результат и брался за темизацию, потом выкидывал и этот результат и начинал кодить. То есть предыдущий результат никак не учитывался в последующей работе. Теперь появилось больше сложных заданий, точных формулировок и требований. Теоретические выкладки мы сделали больше, написали чеклисты наставникам и что-то перекомпоновали так, чтобы не было нестыковок».
Раньше теория изобиловала примечанием «Информация является рекомендательной и не обязательна к прочтению». Но в условиях этого года появилась нужда в другой формулировке: теперь читать нужно всё в обязательном порядке. Во-первых, это повлияло на скорость и качество выполнения заданий, во-вторых, стажёр не отвлекал наставника «необязательными» вопросами, а тот не отправлял его читать то, что и так нужно знать.
Как итог, в период самоизоляции мы провели стажировку продуктивнее, чем в любой другой, и приняли на работу 8 стажёров. Если смотреть воронку, стало больше качественных собеседований. Но при этом нельзя забыть о том, что статистически люди чаще ищут работу весной, а у студентов последнего курса априори больше свободного времени — пар нет, диплом можно писать по вечерам, а днём работать.
Почему мы оставались дома дольше остальных
В июне, когда офисы других компаний стали заполняться людьми, я заболела коронавирусом. Заболевший в близком кругу меняет оценку ситуации вплоть до того, что просто становится страшно. Вышеописанный январский опыт показал, что пандемия возможна даже внутри одного офиса. Так что мы решили не вливаться в тренд, не ориентировались на то, что скажет президент или губернатор, а жили своим умом.
К первой рабочей неделе августа с нас было достаточно. Сначала мы выпускали в офис только тех, кто добирается до него на своей машине, велосипеде или пешком. Но потом под честное слово выпустили и тех, кто ездит в общественном транспорте в маске. График стал гибче: два дня из пяти можно работать из дома и приходить на работу позже, но соблюдать правила защиты, диктуемые коронавирусом.
Заключение
COVID-диссиденты и прочие любители теорий заговора считают, что всё это тренировка для чего-то большего. Мы не относимся ни к тем, ни к другим, но в свете возможной второй волны коронавируса и, как следствие, возвращения по домам тоже расцениваем это как полученный опыт. Нам повезло гораздо больше других: мы безболезненно ушли онлайн и на случай второй волны знаем, что делать. Кроме того, за эти месяцы появилось как минимум 4 новых клиента и остались платёжеспособные старые, чей бизнес не задушила пандемия.
А чему научились за это время вы? Расскажите в комментариях о своих успехах и провалах и о том, как вам удалось улучшить процессы.
Поделиться