Согласно исследованию Mediacube 46% брендов снизили рекламные бюджеты. Как в этой ситуации оставаться востребованным специалистом рассказывает Мария Мордвинова, академический руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ.
Будьте готовы к высокой конкуренции
Согласно докладу МОТ (Международной организации труда), примерно каждый шестой сотрудник до 29 лет в мире остался без работы из-за пандемии и кризиса. В России тоже наблюдается неутешительная ситуация.
После окончания режима самоизоляции конкуренция среди соискателей будет высокой во всех сферах, в том числе и в коммуникациях. Несмотря на все это, серьезного урона в отрасли не ожидается. Рабочие места в крупных компаниях и агентствах с серьезной клиентской базой никуда не денутся. Колоссального разрыва заработной платы не случится, разве что на какое-то время исчезнут премии и надбавки.
Хоть бюджеты на следующий финансовый год и будут пересмотрены, коммуникации останутся важной составляющей для деятельности любой фирмы, а также эффективным способом «выжить» на высококонкурентном рынке. Какой будет коммуникационная составляющая – дело каждой отдельной компании.
Тем не менее в этих условиях начинающим специалистам не стоит продавать себя дорого. Дорогу «в штат» можно проложить с помощью неоплачиваемых стажировок, но место нужно выбирать очень внимательно. Составить конкуренцию специалистам с опытом, вынужденно оказавшимся на рынке труда, нынешние выпускники способны не только благодаря невысоким запросам на оплату. Те, кто получил качественное практическое образование по своему направлению, порой обладают более широкими и глубокими навыками, чем их коллеги со стажем. Например, преимуществом будут углубленные знания в области Big Data и Digital – это уже делает кандидата хорошим специалистом.
Кроме того, важно понимать, что бюджеты хоть и уменьшились - запросы на результаты коммуникаций не только остались, но и, возможно, даже увеличились. Соответственно специалисту важно уметь работать в условиях ограниченного финансирование с минимальной эффективностью. Все, что вы делаете должно быть еще интереснее и еще креативнее. На рынке коммуникации это в принципе один из важнейших навыков - все хотят «круто и дешево».
Станьте хамелеоном
В кризис и пандемию «выживать» удается компаниям, которые умеют быстро адаптироваться к изменениям. То же самое применимо и к работникам сферы коммуникаций. Гибкость и умение подстроиться станут одними из самых востребованных навыков. Здесь можно провести аналогию с хамелеоном.
Например, человек, проработавший event-менеджером, не должен «потеряться», когда все мероприятия отменили. Необходимо быстро включиться в работу и перестроить свою деятельность в онлайн-сферу или любую смежную отрасль. Перечни задач меняются, и если вы чего-то не умеете, то рискуете остаться «за бортом».
Сфера коммуникаций очень взаимосвязана. Раньше было принято четкое разделение - вот здесь реклама, здесь - маркетинг, а здесь - пиар. На сегодняшний день границы между коммуникационными практиками стираются. Понимание разных коммуникационных практик и умение их интегрировать делают работу более качественной и эффективной.
Еще одна особенность сферы - ее быстрое развитие. Например, ваши крутые кейсы по работе с крупными инстаграм-блогерами могут уже быть никому не интересны, потому что теперь модно работать с микро-инфлюэнсерами. То, с чем вы эффективно справлялись вчера, завтра уже может перестать работать. Поэтому работодателю важно не только портфолио, но и способность к постоянному, буквально непрерывному обновлению.
Будущее – за исследованиями
На первый взгляд, коммуникация предполагает гуманитарные дисциплины. Но в современном мире она все больше становится точной наукой. Поэтому ключевое знание, которым важно обладать, чтобы быть востребованным специалистом, – это понимание исследовательской части. К ней уже подтянутся и навыки работы с различными программами анализа. Разумеется, напрямую деятельность специалиста может и не иметь исследовательской составляющей. Тем не менее глубокое понимание, как работать с данными в коммуникациях, обязательно пригодится и станет конкурентным преимуществом. Например, у выпускников специализации «Исследования в коммуникациях» на рынке труда заработная плата будет на 20–30% выше, чем у коллег.
Несмотря на все трудности, которые сейчас испытывает рынок труда, своё место смогут найти как молодые «новички», так и специалисты с опытом работы. Сфера коммуникаций позволяет адаптироваться к происходящим изменениям, поэтому ее работники одни из немного успешно перебрались из офлайн в онлайн. Нагрузка и фронт работ только увеличился с кризисом. А, поэтому, всегда найдется место тем, кто умеет быть гибким и способен работать в смежных профессиях.
Поделиться