На работе каждый из нас проводит примерно треть своей жизни. Понятно, что по отношению к ежедневному трудовому подвигу можно судить о настроениях в обществе в целом. Одним из решающих критериев здесь является зарплата. Опросы работающих россиян, проведенные в разные периоды, показывают, что большинство недовольно размером своего оклада. Можно ли в целом сказать, что нашим соотечественникам плохо живется, и повлиял ли кризис на это показатель?
Летом 2006 года, когда еще ничто не предвещало кризиса, опрос SuperJob.ru показал, что лишь 12% россиян довольны зарплатой. Среди комментариев респондентов: «На мою зарплату можно только просуществовать, а мне хочется жить!» В самый разгар кризиса — летом 2009 года были довольны своей зарплатой... 15% россиян! То есть на 3% больше, чем в «сытом» 2006 году. В феврале 2010 количество «довольных» опять выросло — утвердительно ответили 16% респондентов. При этом многие россияне вспоминают поговорку о том, что все познается в сравнении: «Лучше такая зарплата, чем никакая»; «…учитывая кризис, и это очень хорошо!»
При этом мужчин и женщин, недовольных размером зарплаты, получилось практически одинаковое количество. Удовлетворенность уровнем зарплаты (что не странно) чаще всего высказывают сотрудники, занимающие высокие должности — руководители и директора (21%), а также юристы (20%) и бухгалтеры (19%).
Адаптация к кризису
В целом докризисная картина не слишком отличается от нынешней. Одна из причин — за полтора года мы привыкли не только ценить свою зарплату и опасаться увольнения, но и стали более критичны к оценке своей стоимости на рынке труда. По данным SuperJob.ru, если до кризиса при поиске нового места работы получить прибавку в полтора и более раза рассчитывали 32%, то в кризис только 20%. Рассматривать предложения о работе с таким же окладом, какой они получают на нынешнем месте, в декабре 2008 готова была пятая часть наших соотечественников. До кризиса число респондентов, выбравших данный вариант ответа, было вдвое меньше – 11%.
Часть россиян стала мобильнее — если раньше часть зарплата была единственным источником дохода, то в кризис подработки, «леваки» и шабашки стали одним из любимых хобби россиян.
Комментирует Анна Плесовских, координатор по маркетингу АНКОРа в Новосибирске: «Дело в том, что люди, в данный момент, адаптировались к действительности на рынке труда. Произошла некоторая переоценка ценностей. Если раньше для работника был важен уровень заработных плат (да и сама система этому способствовала. зачастую мотивация работодателей была основана только на материальных ценностях), то сегодня соискателей больше волнуют нематериальные аспекты: круг задач, профессиональное развитие, карьерный рост, статус должности. Обращаю ваше внимание на то, что это не относится к линейному персоналу (понятно, что их мотивация — материальная), да и сокращений зарплат у них практически не было, зачастую они остались неизменны. Однако персоналии, начиная от среднего звена, сегодня задумываются не только о зарплате. Понятно, что вопрос заработной платы волнует всех (ради это мы, собственно, и работаем), но он сегодня не является превалирующим».
Хочу большую зарплату!
На что мы готовы ради большой зарплаты? На вопрос «Что Вы собираетесь предпринять, чтобы увеличить свой заработок?» в докризисном 2006 большинство «довольных» ответили: повысить квалификацию (55%). Среди недовольных зарплатой большинство настроено в первую очередь сменить работу (56%), а повысить квалификацию всего 27%. Делаем выводы: зарабатывать больше хочется, но проблему мы видим не в себе, а в работодателе, развиваться не хотим, будем искать новую работу там, где нас оценят больше. Такой психологический настрой не переломил и кризис: по данным исследования сайта hr54.ru, проведенного в конце 2009 года, лишь 17,1% респондентов готовы сильно увеличить объем работы ради увеличения зарплаты в два раза. 15,5% не настроены вообще чем-либо жертвовать, а 12,3% намерены убедить шефа, что им платят очень мало.
Денег много не бывает?
А может ли вообще зарплата быть слишком большой? Оказывается, может. Зарплата, как ни крути, это один из двигателей, который заставляет работников трудиться более эффективно. Однако если вам будут платить более чем в два раза больше, работать эффективнее вы не станете! Марина Вишнякова, директор по персоналу компании УНИКУМ СПМ, говорит о таком понятии, как «порог сытости». Эта величина примерно равняется двум средним зарплатам специалиста на Вашей должности в Вашем городе. Порог сытости — это тот уровень, после которого происходит перелом в мотивации. После прохождения этого «рубикона» для сотрудника деньги как таковые уже не стимулируют работать более эффективно.
Все наши мечты о большой зарплате всегда колеблются в пределах полутора-двух наших ежемесячных заработков. Мы всегда будем хотеть получать примерно в два раза больше — и не больше! «Порог сытости» — это предельная величина материальной компенсации специалиста, превышение которой не эффективно, с точки зрения повышения мотивации. При превышении этого показателя каждый дополнительный рубль зарплаты не приводит к адекватному увеличению производительности труда, вопреки сложившемуся мнению, что если зарплата специалиста высокая, то его мотивация трудиться тоже высока.
Между тем, парадоксальные данные приводит Центр стратегических исследований компании «Росгосстрах». Специалисты выяснили, что сегодня полностью или в основном довольны своей жизнью 78% россиян. Получается, что ни кризисы, ни их последствия, ни маленькие зарплаты не мешают нашим согражданам чувствовать себя счастливыми!
Выноска
В кризис количество довольных уровнем своей зарплаты выросло!
Источник: http://www.hr54.ru/
Контакт: Анна Иванова, tries@tries-nsk.ru
Поделиться