«Почему вы ушли с последнего места работы?». Как правильно отвечать на неудобные вопросы или собеседование глазами работника

Увольнение с работы и поиск новой работы это, как правило, стресс. Каждое собеседование как экзамен.

Но если ты готов к экзамену, хорошо знаешь материал и все билеты выучены, все проходит гладко и на «отлично».

Вопросов на собеседовании может быть много, но, как правило, один из них всегда вызывает чувство внутреннего дискомфорта.

Это вопрос о причине ухода с работы. Вопросы «Почему вы ушли с последнего места работы?», «Что являлось причиной смены работы ранее?». Вопросы-провокаторы, хотя таковыми и не выглядят.

Однозначного ответа на довольно каверзный вопрос быть не может. Одно верно – давать честный и искренний ответ, как правило, непродуктивно, но и говорить неправду не стоит, это может сыграть не в пользу кандидата.

Наиболее профессионально продвинутый и чуткий рекрутер никогда не будет задавать прямой вопрос «Почему вы ушли с последнего места работы?». Замечу, никогда! Задавая неудобный вопрос, рекрутер «закрывает» кандидата, не дает возможности ему расслабиться и рассказать спокойно о своем бэкраунде, презентовать себя так сказать во всей красе.

Поэтому, если вам попадется рекрутер, назовем его «нечутким», возьмите инициативу в свои руки, вспомните о своем бэкграунде и спокойно давайте ответ.

Что же в реальности хочет узнать рекрутер, задавая вопрос о причинах смены работы:

1. Ушли ли вы с работы сами или вам предложили это сделать.

2. Были ли у вас конфликты на предыдущих местах работы и как они решались.

3. Замотивированы ли вы на работу в данный момент, есть ли интерес и ответственность.

4. Есть ли у вас ограничения в работе, которые нужно учитывать при принятии решения.

Профессионально подкованный рекрутер задаст серию наводящих вопросов о компании, сфере ее деятельности, об интересах, возможностях, что нравилось, не нравилось в работе/задачах, что привлекает в новой работе, чего ждете, куда хотите двигаться.

Ответы кандидата позволят рекрутеру понять вашу мотивацию и соответствие корпоративной культуре конкретной компании, так как он имеет представление о месте своей работы, а вы нет, и может оказаться так, что ваши ожидания будут расходиться с возможностями компании.

В случае кандидата, отвечая на наводящие вопросы, необходимо придерживаться одной линии развития событий, чтобы ответы были последовательны, а рассказ в целом выглядел логично.

Увольнение и переход из одной компании в другую может быть абсолютно по разным основаниям, но причин, как правило, две: либо личная, либо профессиональная.

И, конечно же, есть правильные причины и правильные ответы на конкретный вопрос о причинах смены работы.

Как же в деталях выглядят правильные обстоятельства смены места работы:

1. Проходили обучение и/или повышали квалификацию.

2. Возникли семейные обстоятельства, была необходимость ухаживать за членами семьи, детьми.

3. Переехали в другую местность или поменяли место жительства.

4. Компания переехала в другой территориальный округ что повлияло на время нахождения в пути.

5. В компании произошла реструктуризация/оптимизация численности/сокращение штата.

6. Произошла смена ключевых руководителей, они в свою очередь стали менять команду.

7. Проекты/работы были заморожены либо прекращены в связи с экономическим кризисом/снижением профильных активностей в конкретном секторе экономике/сокращение объемов работ.

8. Принимались на работу по срочному трудовому договору на время отсутствия основного работника, трудовые отношения прекращены в связи с окончанием срока трудового договора.

9. Принимались под конкретный проект, по окончании проекта перспективных направлений деятельности для вас в компании не было.

10. В компании отсутствовали интересные и перспективные проекты, позволяющие развиваться/развивать свои компетенции, получать новый опыт.

Как мы видим, причин может быть множество. У каждого будет своя причина, но ваша задача дать ей правильное определение и качественную оценку.

При этом необходимо обязательно соблюдать следующие правила.

Никогда:

1. Не уходите от ответа, сворачивая ответ на вопрос.

2. Не говорите о прошлых компания/работодателях/коллегах в негативном ключе.

3. Не обвиняйте предыдущего работодателя и не перекладывайте ответственность на других.

4. Не оправдывайтесь в сложившейся ситуации и не оправдывайте других.

Вам, как кандидату, нужно знать и помнить, что HR, как и любой работник, как и вы в принципе-то, выполняет свою работу в меру своих профессиональных возможностей. Больше опыта – качественнее работа, меньше опыта – больше «вершков и корешков».

Рекрутер оценивает ваши возможности, вы оцениваете компанию, которую он представляет, и в том числе, рекрутер сам же и выступает в роли маркера. Чем профессиональнее HR, тем качественнее выстроены процессы в компании, в которую вы пришли на собеседование, в которой предполагаете работать и развиваться.

Кейс из практики, история клиента:

Кандидат приехал на встречу-собеседование в звучную известную компанию N, на ресепшене представился и стал ожидать встречи с директором по персоналу компании.

В период ожидания в коридоре он является свидетелем диалога работников на «дворовом» языке с использованием ненормативной лексики. Первое его желание было встать и сразу же уйти, но он этого не сделал, решил не делать поспешных выводов.

Дождался начала встречи. Вся встреча проходила в уничижительном тоне, больше походя на допрос. Директор по персоналу показывал свое превосходство, чувствуя себя в выигрышной позиции. В числе прочих прямых вопросов, был задан, конечно, и прямой вопрос «Почему вы ушли с…?»

После завершения встречи «кандидат» чувствовал себя опустошенным. Встреча была безрезультатной. Речь об обратной связи конечно уже не шла. Кандидат не смог «расслабиться» и раскрыть себя.

Корпоративная культура была представлена во всей своей красе. Вывод – каков поп, таков и приход.

Конечно, можно сказать, что это было стресс-интервью, а работники в коридоре – спецагенты. Но! В компании N вакансия на эту позицию открывается с периодичностью раз в полгода-год. Выводы напрашиваются сами собой.

По стечению времени, человек был очень рад, что не стал частью команды этой «замечательной» компании.

И в завершение. Подводя итоги:

1. Причины вашего ухода могут быть абсолютно разными, от профессиональных до личных, и это абсолютно нормально.

2. Не давайте рекрутеру вами манипулировать, задавая вам неудобные вопросы. Берите инициативу в свои руки, предвосхищая вопросы рекрутера, сами ответьте на ряд «неудобных вопросов» излагая трудовую автобиографию.

3. Даже если вопрос задан непрофессионально, и звучит без прикрас, просто: «Почему вы ушли…?». Вы просто обязаны отвечать на него спокойно, без ощущения чувства вины. Так как одно нужно помнить четко, вы ничего предосудительного не делаете. Вы закончили сотрудничать с одной компанией, и выбираете, где и с кем вам в дальнейшем профессионально развиваться, куда вкладывать свою профессиональную энергию.

4. Вам должно быть комфортно при ответе на любые задаваемые вопросы, а для этого вы всегда должны помнить, что вы специалист в своей области. Вам есть, что предложить компании, ваше текущее положение (статус безработного и поиск работы) на ваш опыт и квалификацию никак не влияют. Вы предлагаете свой ресурс – знания, квалификацию, опыт, время.

Помните, нет плохих или хороших компаний, нет плохих или хороших работников, нет плохого или хорошего опыта работы, есть обстоятельства места и времени и надо учиться заставлять их работать на себя.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1