Питер Друкер (1909-2005) был странным бизнес-гуру. Прежде всего, Друкер никогда не считал себя профессиональным «бизнес-теоретиком», а предпочитал называться придуманным им самим титулом «социального эколога». Немецкий еврей, вынужденный бежать из страны в 1933-м году, он поселился в мало кому известном в США Клермонтском Университете под Лос-Анджелесом, знаменитом в основном своим чудесным расположением и климатом, где и прожил несколько десятилетий, постепенно превратившись в бизнес-консультанта международного уровня, к которому прислушивались в руководстве крупнейших мировых компаний. При этом Друкер до конца жизни сохранил нетипичный для американских «гуру» стиль мышления богемы начала 20 века, и гораздо охотнее цитировал европейских религиозных философов, чем директоров компаний или тренеров по бейсболу, которых так любили его американские коллеги. Сегодня Upplader.ru предлагает подборку высказываний Друкера о менеджменте и карьере.
О словах
Любая коммуникация – это пропаганда. Говорящий всегда стремится донести до слушателя какое-то «послание».
Самое главное в коммуникации – услышать то, что не было сказано.
Для «социального эколога» язык – это не общение, это самая суть вещей. Это тот цемент, который скрепляет человечество воедино. Он создает сообщество и позволяет людям общаться. Поэтому социальный эколог не обязан быть великим писателем – но он должен быть хорошим писателем – и заботиться (о своих читателях).
60% всех менеджерских проблем – результат плохой коммуникации.
О боссах
Держите босса в курсе. Боссы, в конце концов, отвечают перед их собственными боссами за работу своих подчиненных. Они должны иметь возможность сказать : «Я знаю, что моя подчиненная Энн пытается делать».
Никогда не недооценивайте вашего босса. Босс может казаться неграмотным, он может казаться тупым. Но в том, чтобы переоценить босса, нет никакого риска. А если вы недооцените его, он затаит на вас обиду. И в конце концов свалит на вас все собственные недостатки в образовании или в мозгах.
Раз в год спрашивайте босса: «Что я или мои люди делаем такого, что помогает вам делать вашу работу?». И еще : «Что из того, что я или мои люди делаем, мешает вам?»
Руководитель, который занимается собственным развитием, создает личный пример, которому почти невозможно противостоять.
О менеджменте
Менеджер – это слуга. Он слуга организации.
Задача менеджеров – сделать сильные стороны сотрудников эффективными, а слабые стороны – неважными.
Чем лучше человек, тем больше ошибок он делает. Потому что он чаще пробует новое. Я бы никогда не доверил топ-менеджерскую позицию человеку, который никогда не делал ошибок. Это – признак посредственности.
Лучше уж выбрать неправильный приоритет, чем не выбрать никакого.
Менеджмент пользуется авторитетом только до тех пор, пока он эффективен.
О сотрудниках
Наше общество стало обществом наемных работников.
Нам придется научится вести людей, вместо того, чтобы сдерживать их.
Нельзя нанять рабочие руки – вместе с ними всегда приходится брать всего человека.
О настоящем и будущем
Единственное, что мы знаем о будущем – это то, что оно будет другим.
Решения всегда существуют только в настоящем.
Об идеях и инновациях
Идеи – как дети. Пока они маленькие, они незрелы и беспомощны. Они – обещание, а не готовый результат. Поэтому в инновационной компании руководители не говорят: «Что за дурацкая идея!». Они спрашивают: «Что потребуется, чтобы превратить эту эмбриональную, недоиспеченную идею в нечто осмысленное, в возможность для нашего бизнеса?»
Экономическая активность по определению – это «зона высокого риска». И защищать «вчера» – то есть не заниматься инновациями – это гораздо более рискованно, чем создавать «завтра».
Успех всегда делает устаревшей ту самую идею, которая его достигла.
О маньяках
Я убедился, что любое большое свершение заканчивается успехом, только если у его истоков стоит маньяк с сознанием своей миссии.
Об организациях
Задача организации – дать возможность обычным людям совершать необычные вещи.
Человеческие типы, которые должны быть в руководстве организации – это «человек действия», «человек мысли», «человек общения» и «человек презентации». Проблема в том, что эти 4 типа почти никогда не уживаются в одном человеке. Ситуация, когда все руководство организации состоит из одного человека – важная причина отсутствия роста бизнеса.
«Корпоративная культура» организации не значит, что людям хорошо вместе. Тест хорошей корпоративной культуры – эффективность в работе, а не приятное времяпровождение.
Большие организации не могут быть гибкими. Большая организация может быть эффективной благодаря своей массе, а не своей прыткости. Блоха может прыгнуть на высоту в несколько раз больше своего веса, а слон - нет.
Коммуникативный разрыв внутри организаций – и между людьми в обществе, постепенно расширяясь, достиг таких размеров, что может превратиться в пропасть полного взаимного непонимания.
Есть уровень организационной сложность, достигнув которого, организация перестает быть управляемой.
Рост в качестве цели – это иллюзия.
Об экономике знания
Как феодальный рыцарь был представителем общества в Средние Века, а буржуа – при классическом капитализме, так же образованный человек будет основным представителем общества в пост-капиталистическую эпоху, когда знание стало центральным ресурсом.
Университеты не имеют будущего.
На протяжении веков быть образованным означало быть непродуктивным. Не даром слово «школа» и его эквиваленты европейских языках происходят от греческого слова «досуг».
В обществе, в котором доминируют "работники знания", зреют зерна нового классового конфликта - между составляющими меньшинство работниками знания, и большинством тех, кто зарабатывает на жизнь традиционными способами.
О Боге и человеке
Вера – это убеждение, что в Боге невозможное – возможно, время и вечность в Нем – одно и то же, а жизнь и смерть получают смысл.
Поделиться