Управление воздушным судном — ответственный труд, где ценой ошибки могут стать человеческие жизни. Как организована работа летных экипажей, какие проверки проходят сотрудники, каким образом готовят пилотов гражданской авиации — рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.
Организация летной работы в экипаже
Она включает: планирование работы; предполетную подготовку; организацию работы в процессе выполнения полета; послеполетные работы; послеполетные разборы.
Подготовка к полетам
У летчиков бывают плановые и неплановые полеты, первые, как правило, бывают дважды в неделю, смены делятся на дневные и ночные, также их могут сделать смешанными. Внеплановые полеты тоже имеют место быть, согласно спецзаданиям.
Предварительная подготовка состоит из постановки задачи на полет, самоподготовки, во время которой летчики прокладывают маршруты, изучают порядок выполнения заданий, занимаются документами, тренировки на специальных тренажерах и контроля готовности к полетам.
В обязанности технического состава входит подготовка самолетов на аэродроме, их заправка топливом и так далее. Также осуществляется командирская подготовка – это лекции, семинары и т.д. Обязательным подготовительным мероприятием является парковый день — когда состав работает на авиатехнике. Парково-хозяйственный день – это наведение порядка на закрепленной территории.
Ежемесячно пилоты получают ростер — индивидуальный план полетов. Всего лишь за день летчик может побывать в разных городах, или провести в командировке несколько дней согласно графику. У пилотов есть ограничение по рабочему времени в течение суток, выходить за рамки строго запрещено.
Проверка самолетов
Заботу о воздушном судне проявляют и наземные службы и пилоты с бортпроводниками. В аэропорту самолеты смотрят на техническую исправность, заправляют, наполняют питанием, распределяют грузы. Летом обеспечивают кондиционирование, а зимой обрабатывают, чтобы поверхность на обледенела. Все это прописывают в технологической карте.
Перед полетом командир и второй пилот также осматривают самолет – проверяют навигацию, системы пожаротушения, гидравлику, топливо, электрику. А бортпроводники смотрят аптечки и аварийно-спасательное оборудование. Если все в порядке либо имеющиеся проблемы решены – можно приглашать пассажиров.
Как стать пилотом гражданской авиации
Для этого необходимо окончить авиационное учебное заведение, сдать экзамен в Росавиации и дважды пройти врачебно-летную экспертную комиссию, ее потом предстоит проходить каждый год.
В учебный период основы пилотирования отрабатывают на небольших самолетах, учат правилам взаимодействия членов экипажа в кабине. Отметим, что у авиационных работников все диалоги идут на английском языке, поэтому его нужно знать в обязательном порядке.
Действующие пилоты дважды в год проходят тренажерные сессии и один раз в год — проверку на маршруте.
Состав экипажа
Вылетать нельзя, если состав летного экипажа меньше минимально установленного. Кроме того, состав должен иметь специальную подготовку и знать авиационную технику, знать требования Воздушного кодекса РФ и иные положения, закрепленные законодательно и в специальных инструкциях. Пригодность к полетам по здоровью определяют врачебно-летные экспертные комиссии гражданской авиации.
Главный пилот, принимающий решения в той или иной ситуации, именуется командиром. Его место — слева в кабине пилотов. Второй пилот — сидит справа, уровень его подготовки аналогичен командиру. Два пилота в кабине нужны в связи с соображениями безопасности.
В старых пассажирских самолетах (до 1980 года) есть место для бортинженера (авиационного штурмана). В новых большую часть этих функций выполняют компьютерные системы.
Пилоты-новички будут находиться в резерве. У них отсутствует график. Они могут дежурить 12 часов подряд или больше и быть готовыми к срочному рейсу. У пилотов со стажем регулярный график полетов, он называется маршрутом.
Перед взлетом командир принимает решение на вылет — он должен подтвердить готовность экипажа совершить полет. Пилоты должны получить свежую информацию по погодным условиям и количеству пассажиров и разрешение на вылет в электронном виде.
После приземления командиру следует дождаться членов другого экипажа и сообщить им, если были внештатные ситуации. Второй пилот в это время проверяет самолет. Далее пилоты встречаются в кабине и инспектируют работу приборов и органов управления.
Работа бортпроводников
Перед полетом бортпроводник должен поприветствовать пассажиров, при необходимости помочь им разместиться. Далее они показывают, что делать в случае опасности, как надевать кислородную маску, где найти спасательный жилет. Бортпроводники обязаны проверить, все ли пристегнуты ремнями. Когда самолет выходит в горизонтальный полет, бортпроводники начинают подготавливать еду и напитки для пассажиров.
Если с самолетом случилась проблема, задача экипажа – успокоить пассажиров и помочь эвакуироваться в случае необходимости. Бортпроводники также должны быть готовы к появлению террористов, буйному поведению пассажиров, а также уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Эта профессия обладает массой преимуществ. Например – минимальный тариф за перелеты внутренними и международными рейсами. Поэтому попасть на такую работу довольно сложно из-за большого количества желающих.
Бортпроводники-новички обычно находятся в резерве и не знают, куда их направят. Только через год и позже бортпроводникам дают возможность работать по регулярному установленному графику.
Оценка работы экипажа
Этим занимается по завершении рейса командир. Свои выводы он докладывает непосредственному командиру или дежурному.
При выявлении у экипажа неоднократных серьезных нарушений в технике пилотирования, технологии работы, командир авиаэскадрильи или его заместитель должны провести с экипажем дополнительный разбор и проверить знание соответствующих положений НПП ГА, РЛЭ, и требований нормативных документов.
Работу летного состава проверяют для допуска к полетам на самолетах вновь освоенного типа, к самостоятельным полетам и видам авиационных работ, к полетам в соответствующих метеоусловиях и времени суток, к полетам с использованием установленного на самолетах оборудования и систем, а также для определения или подтверждения квалификации по специальности.
Контролируется прежде всего умение летать и обеспечивать полеты без происшествий. Проверка работы летного состава является необходимой не только при определении или подтверждении их квалификации в календарные сроки, но и при перерывах в летной работе, вызванных теми или иными причинами.
При изменениях задания на полет предварительную подготовку организует и проводит командир под контролем дежурного командира (дежурного штурмана). При этом командир несет ответственность за качество предварительной подготовки.
Командиру ВС предоставляется право проверки уровня профессиональной подготовленности и практической работы второго пилота.
План работы экипажа на месяц разрабатывает командир самолета и оформляет его в соответствующем разделе рабочей книжки.
Поделиться