Негативные отзывы бывших сотрудников: что делать?

Интернет подарил людям возможность мгновенно обмениваться информацией и предавать гласности свои истории. Оставить и прочитать отзывы  о крупном супермаркете,  о маленьком кафе,  о товаре или услуге можно легко и просто.  Не отстаёт от тренда гласности и рынок труда. Отзывы о работодателях можно написать и получить на специальных сайтах-отзовиках, порталах по поиску работы, в социальных сетях и на других просторах интернета.

 Потенциальные кандидаты на вакансии, как правило, внимательно изучают отзывы о компаниях-работодателях. Но реагируют на них по-разному.

Вспоминаю случай из практики. На собеседование пришла кандидат на вакансию директора по маркетингу. В ходе собеседования претендентка сказала, что хочет посетить личные аккаунты в социальных сетях нашего генерального директора. Своё желание виртуально познакомиться с будущим непосредственным руководителем она объяснила так: «Хочу понять, совпадаем ли мы по ценностям». Я спросила претендентку, знакомилась ли она с отзывами о нашей компании в интернете. В ответ услышала: «Да, конечно. Но я привыкла проверять информацию. Я принимаю решения на основании своих выводов, а не мнения людей, которых я не знаю. Ведь я же профессиональный маркетолог. Я знаю, как и кем пишутся отзывы. Я знаю, как фильтровать информацию».

Признаюсь честно, что подобная позиция мне близка. Я тоже привыкла проверять информацию, добывая факты и призывая на помощь критическое мышление. Но справедливости ради стоит отметить, что многие соискатели верят отзывам бывших работников «на слово», не пытаясь проверить информацию. Поэтому негативные отзывы о компании могут неблагоприятно отразиться на репутации работодателя и снизить шансы на привлечение лучших специалистов.

Где появляются негативные отзывы? Стоит ли работодателю бороться с публичными жалобами бывших работников? Как работодателю реагировать на негативные комментарии сотрудников? Кто должен отражать публичные атаки на работодателя в интернете? Попробуем разобраться.   

Где появляются негативные отзывы?

Возможностей выплеснуть обиду на работодателя сегодня огромное количество. Существуют специальные сайты-отзовики, предоставляющие «чёрные списки работодателей» и «выводящие на чистую воду» недобросовестных нарушителей прав трудящихся. Не буду перечислять названия этих сайтов, дабы не делать им рекламу и исходя из этических соображений. Поделюсь своим примером из практики.

Однажды я столкнулась буквально лицом к лицу с администрацией одного из таких сайтов-отзовиков. Мы с юристом компании пытались добиться удаления недостоверной информации, размещенной бывшими сотрудниками. Упомянутые сотрудники были уволены из компании за воровство. Этот факт был доказан. Руководство компании имело все основания возбудить уголовное дело против расхитителей, но предпочло расстаться по-хорошему, расторгнув трудовой договор по соглашению сторон. Работники не только не оценили жеста доброй воли работодателя, но и решили подпортить его репутацию, оставив негативные анонимные отзывы на специальном сайте. Опубликованная ими информация не соответствовала действительности, а тексты содержали публичные оскорбления и клевету в адрес бывших руководителей, с указанием фамилий и имен.

 Когда мы вместе с юристом компании потребовали от  администрации сайта-отзовика убрать недостоверную информацию, незамедлительно получили отказ в грубой форме. Но при этом на связь с нами  сразу же вышел представитель сайта-партнёра отзовика и предложил услугу по удалению негативного отзыва за определённую плату. Как говорится,  услуга полного цикла: от размещения пасквилей до их удаления.

Знать о том, как работает индустрия рекомендаций и отзывов полезно. Это ещё раз подтверждает, что любую информацию  необходимо проверять.

Стоит ли бороться с публичными жалобами бывших работников?

Негативные отзывы были и будут всегда. Каким бы ни был работодатель, как бы он не старался беспрекословно выполнять все предусмотренные ТК РФ обязательства, найдётся кто-то, кому не угодили.

Вспоминаю ещё один случай, иллюстрирующий то, как сложно бывает угодить работникам. Однажды генеральный директор компании решил сделать подарок сотрудницам на 8 Марта и сократил предпраздничный рабочий день для женщин ровно наполовину. Но этим решением руководитель вызвал гнев части женского коллектива: «Не мог вчера объявить, мы бы свои планы на сегодня перестроили! Подарочек, называется!». Приведённый случай показывает, что вызвать недовольство у работников можно даже добрыми делами. И тут не угадаешь, кто просто выскажется вслух, а  кто  в сердцах  напишет нечто подобное:[1]

 Застраховаться от негативных отзывов невозможно. Но работать с нелестными комментариями нужно обязательно, защищая свою репутацию и бренд работодателя.

Технология работы с негативными отзывами определяется информационной и кадровой политики компании. Но, независимо от выбранной стратегии противодействия негативу,  отзывы бывших сотрудников полезно отслеживать. Может быть, в комментариях покинувших компанию коллег удастся найти резервы для улучшений корпоративной культуры. Ведь уволенные сотрудники расскажут то, о чём могут промолчать ныне работающие. В конце концов, «на то она и щука, чтобы карась не дремал».

Как работодателю реагировать на негативные комментарии сотрудников?

Реакция на отзывы зависит, на мой взгляд, от сути претензии.  Рассмотрим отзыв с одного из специализированных сайтов по борьбе с «неблагонадёжными» работодателями.[2]

Можно ли верить данному отзыву? Нам представлены факты или личная оценка происходящего написавшим этот отзыв человеком?

На мой взгляд, к фактам можно с большой натяжкой отнести только комментарий: «нет еженедельных выплат». При этом остаётся непонятным, упомянутые еженедельные выплаты были предусмотрены договором или это необоснованные ожидания написавшего отзыв.

 Содержащиеся в отзыве описания -  «полный отстой», «наглый, лживый, ленивый и стукач», Бригадир, который относится к людям «предвзято», - фактами назвать нельзя. Это личное восприятие написавшего отзыв человека. Конечно, указание на невыплату зарплаты заставляет усомниться в благонадежности работодателя, но агрессивные, оценочные суждения вызывают недоверие ко всему отзыву.

 Вывод: в представленном отзыве недостаточно оснований для подтверждения неблагонадёжности работодателя. Поэтому я, будучи соискателем, попробовала бы найти другие источники для верификации полученной информации. Реакция же работодателя на подобные отзывы зависит от ряда причин, в первую очередь от того, какую цель мы хотим достичь.

Я бы на месте работодателя не реагировала на данный отзыв никак. Если у соискателя, претендующего на вакансию в нашей компании, подобного рода отзыв вызывает доверие, то пусть такой кандидат найдёт для себя другого работодателя. Нам в нашем бизнесе нужны люди, обладающие критическим мышлением, способные проверять информацию, отделять факты от эмоциональной оценки событий конкретным субъектом.

 Получается, что иногда негативные отзывы  могут стать дополнительным фильтром, задерживающим не подходящих  кандидатов. Но это не значит, что информационное поле вокруг компании не нужно облагораживать.

 Кто должен отражать атаки жалобщиков в интернете?

Каждая компания самостоятельно принимает решение, кого выдвинуть на борьбу по защите доброго имени. Это зависит и от организационной структуры, и от возможностей компании, и от ситуации на  рынке труда, и даже от отраслевой специфики.

 В некоторых организациях есть специальные службы или отдельные специалисты, которые отслеживают негатив в социальных сетях, на интернет-ресурсах и принимают меры в соответствии с утвержденной политикой.

Однако защита доброго имени достигается не только отражением атак недовольных сотрудников, но и системной работой по формированию бренда работодателя. А бренд работодателя только тогда выдержит испытания негативом, когда имеет прочную платформу в виде развитой корпоративной культуры.  

Приведу такой пример. В одной социальной сети я увидела фото девушки с букетом цветов, подаренным ей руководством компании в благодарность за удачную сделку. Под фотографией девушка написала, что она работает в самой лучшей в мире компании, в которой  руководство всегда отмечает все достижения работников, помогает в трудных ситуациях и относится к людям по-человечески.

Я уверена, что компании с такой корпоративной культурой негативные отзывы не страшны. Потому что в основе её репутации лежат конкретные поступки конкретных людей, т.е. факты. А факты убеждают сильнее, чем анонимные, оценочные отзывы на сайтах-отзовиках.  

Наталья Гаршина, директор по организационному развитию ГК Русконсалт

 

[1] Отзыв с одного из сайтов-отзовиков

[2] Отзыв с одного из сайтов-отзовиков

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1