Адаптация.
Итак, с формальностями покончено, завтра сотрудник выходит на работу.Мысленно поставим себя на его место. Вот прихожу я на работу и… Где мое рабочее место? Есть ли стол, стул, компьютер, станок, шкаф для спецодежды, набор гаечных ключей, телефон, сейф, счёты, метла и тряпка? С первой минуты работы человек оценивает организацию. Забудьте обо всем! Подготовьте рабочее место сегодня, чтобы завтра не пришлось судорожно бегать и искать все необходимое.
Расскажите новому сотруднику, что принято в вашей организации и что категорически запрещено. Приветствуется ли приход на работу в шортах и топике или в деловых костюмах. Стоит ли чаёвничать на рабочих местах или в специальной комнате, надо ли отпрашиваться для похода на обед, не забудьте рассказать где расположены ближайшие кафе и столовые. Как обращаться к сослуживцам и руководителям. Чем больше вы расскажете сотруднику о внутренних правилах, тем проще ему будет работать. Можно и не говорить обо всем этом, люди взрослые должны сами разобраться. Но, может случится и так, что почувствовав себя чужим и неловким, сотрудник не придет на работу завтра. И всё что мы делали до этого, пропадёт зря. И всё придется начинать сначала.
Если, кроме вас в организации есть ещё сотрудники, то процесса знакомства не избежать. Чётко и громко произнесите имя и фамилию нового сотрудника, должность и род его занятий. Так же чётко представьте ему всех имеющихся сотрудников. Зачем? Причина проста, редкий человек бросится жать руки и рассказывать чем он тут будет заниматься незнакомым людям, да и расспрашивать их, чем они тут занимаются тоже решатся немногие. Вещи вроде понятные и простые, но к сожалению часто нами забываемые. Мы то давно уже здесь работаем и все правила нам кажутся самим собой разумеющимися, но для впервые вышедших на работу к вам сотрудников это тайна.
Вот сотрудник занял рабочее место, получив все формальные и неформальные инструктажи. И что ему делать дальше? Правильно! Внимательно изучить план обучения врученный вами. Вы ведь его уже подготовили, верно?
Для чего нужен план обучения? Как то так получилось, что практически не осталось двух одинаковых рабочих мест. Время сейчас такое, что под одним и тем же названием скрываются совершенно разные работы. Неудивительно, что самый профессиональный профессионал не сможет сходу разобраться, как именно у вас организован бизнес. Здесь вам и ему приходит на помощь план обучения, можете назвать его планом вхождения в должность, суть не меняется. Перед сотрудником ставятся задачи изучить необходимое, вы получаете инструмент постановки задач и контроля. План обучения может быть как однодневным, так и многодневным. Был даже шестинедельный, ну это для студентов без опыта работы.
Что включать в план обучения? Все что сочтете нужным и важным, то что необходимо знать сотруднику для успешной работы. Начать можно с простых вещей, название вашей организации, чем она занимается, что продает или производит, как оформляются документы, как производится продукция и т.д. и т.п.
Обучение сотрудников.
(первичное)
День первый.
- Вводная лекция о производителе (история, направления работы, продукты).
- Компания … (цели, задачи, направления работы).
- Правила проведения работ в офисе и у клиента. Внутрифиременные регламенты.
- Направление работы (что делать, как, зачем...) по рабочим местам.
- Отчёт.
Не забудьте проверить полученные данные за день. Лучше получить от сотрудника отчёт в письменном виде. Так, мы научим сотрудника отчитываться о проделанной работе без напоминания. Да и сами не забудем его проверить.
Стажировка на рабочем месте, важный элемент адаптации. Ставя задачи и проверяя исполнение вы быстро понимаете, что и как умеет делать работник, а что нет. Обязателен наставник, тот к кому можно обратится за советом и помощью, кто будет обучать необходимым навыкам. Можно и не говорить, что это самый опытный и авторитетный специалист. Возможно это будете вы. Длительность стажировки зависит от многого, от уровня подготовки вашего нового сотрудника до сложности и многогранности его должностных обязанностей. Венчает весь этот процесс – аттестация! Совсем необязательно собирать комиссии и готовить многокилометровые тесты. Вопросов 200 будет достаточно!))) Если серьезно, все зависит от самой работы. Иногда достаточно просто поговорить с сотрудниками и клиентами и прислушаться к своим ощущениям.
Испытательный срок. Не путать с аттестацией! Испытательный срок прописан законодательно и если вы решаете его вводить, придется все делать по закону. Сразу стоит осознать, что уволить не прошедшего испытательный срок сотрудника затруднительно. И если вы решите вводить его у себя, внимательно изучите документы.
Случилось так, что вы ошиблись. Новый сотрудник вам не подходит. Не закапывайте голову в песок, проблема сама не рассосётся. Не тяните. Расставайтесь как можно быстрее. Пока ни он ни вы не привыкли к порядку вещей. Вызывайте на разговор и честно говорите о своих претензиях. Если необходимо, платите отступные. Хотя часто люди и сами понимают, что они здесь не к месту, но боятся начать разговор. Это ваша ошибка, вам за нее и платить. Если затянуть, обойдется дороже. Конечно, с опытом придет понимание, как создать условия для самостоятельного принятия работником решения о досрочном уходе. Но пока его нет, действуйте как указано выше.
Поделиться
второй части не было
Была.))) Наверно не заметно проскочила. http://www.hr-portal.ru/article/nabor-personala-v-pervyy-raz-2
О, точно, спасибо :)